В какнун 8-го марта 2003 года М.С. на которую я тогда работал, дала мне задание: <Подготовить научный доклад на тему "Роль женщины в истории и в жизни мужчины">. Никогда не думал на такую тему, но открыл компьютер и стал набирать, что спонтанно приходило в голову. Получилось так.

Околонаучный доклад на тему "Роль женщины в истории и в жизни мужчины"

Если говорить об истории, то за некоторым исключением, ее творят мужчины. Я напомню несколько оставшихся в истории женских имен - царица Екатерина, царица Клеопатра, королева Виктория, Маргарет Тетчер, Голда Меир... Список можно продолжить. Это были женщины, которые сотворили себя сами, иногда используя сложившиеся обстоятельства. Несмотря на то, что жили они давно, мы их и сегодня знаем, помним, уважаем.

Но не об этих женщинах я буду говорить сегодня, так как по моему глубокому убеждению призвание женщины не в том, чтобы сотворить себя, а в том, чтобы творить других. Так установлено самой природой. Рождение ребенка - это сотворение нового человека. Но это только первый акт творения. Ребенка надо вырастить, вдохнуть в него жизнь человеческую. Этим занимаются женщины. И они на этом не останавливаются. Женщина способна на большее, она готова творить, выращивать, изменять по своему разумению все, что так или иначе попадает в поле ее зрения. Домашние растения, мужья, животные - все это объекты, которые надо сотворить, вырастить, воспитать, приручить. Этим занимаются женщины. В связи с этим, я приведу слова одной известной песни:

"Я тебя слепила из того, что было,
а потом что было, то и полюбила".

Здесь хорошо говорится о процессе сотворения мужчины, причем материал, из которого получается нечто приемлемое, большого значения не имеет - женщина может сделать что-нибудь почти из ничего. Это значит, что наблюдаемые успехи мужчины в той или иной области в действительности подготовлены связанной с ним женщиной - неважно какой - женой или просто знакомой, или даже незнакомой незнакомкой, образ которой для него вполне реален. Некоторые мужчины, достигшие определенного положения, это даже признают, иногда. Сотворив мужчину, женщина остается в тени. Поэтому мужчина обязан выводить ее из тени, говорить о ней много, хорошо и возвышенно (об этом мы поговорим немного позже).

Итак, женщины занимаются объектами одушевленными. Они, собственно и одушевляют объекты. И значит, сфера действия мужчины - объекты неодушевленные, которые одушевить физически невозможно. Если женщина не может изменить какого-то человека, убедить его поступать сообразно обстоятельствам, нужным ей образом, то это значит только одно - она столкнулась с объектом неодушевленным, и должен появиться мужчина, который может и должен решить вопрос иначе, другими, мужскими методами.

Далее я хочу поговорить немного о лингвистике, которая, как и многое другое имеет отношение к женщине. В качестве простого, доступного и наглядного примера возьмем китайскую грамоту и вообще - китайский язык. Как известно, в китайском языке есть два фундаментальных понятия - "Инь" и "Янь", которые обозначают мужское и женское начало. Все остальные понятия - производные, они получаются комбинацией этого основополагающего - мужского и женского. Можно математически строго доказать, что из одного символа - мужского или женского не получилось бы ничего, и только они оба вместе способны передать любое, самое сложное и тонкое движение мысли. Можно сказать, что китайский язык очень совершенен, поскольку его основа связана с самой природой.

А что же другие языки? В русском языке тоже есть целый пласт, в котором основополагающими являются слова и символы, обозначающие мужское и женское начала и их взаимоотношения. Это - так называемая ненормативная лексика. Любые, самые тонкие движения души могут быть выражены словами, основа которых - мужское и женское начала. В этом смысле русский язык, по крайне мере в части его ненормативной лексики также совершенен как и язык китайский.

Возвращаясь к тезису о возвышенном отношении к женщине, которое должно присутствовать у мужчины, я хочу обратиться к поэзии, так как именно язык поэзии более всего подходит для выражения возвышенного. Для начала я хочу процитировать стихотворение любимого нами поэта Рабиндраната Тагора, которое так и называется "Женщина".

Ты не только творение Бога, не земли порождение ты
Созидают тебя мужчины из душевной своей красоты.
Для тебя поэты, о женщина, дорогой соткали наряд,
Золотые нити метафор на одежде твоей горят...
....
По-иному в огне желаний засияли твои черты.
Существо ты - наполовину, полувоображение ты.

Если перевести с бенгальского на русский, то здесь говорится о том, что мы, мужчины, ценим в вас не столько то, что мы видим, а более - то, что мы хотели бы видеть, то, что мы воображаем о вас. И вашей задачей, вашей целью (с нашей точки зрения) должен быть как можно более полный и достоверный обман нашего зрения, осязания, наших ощущений, чтобы ваш образ, в котором вы предстаете перед нами, соответствовал бы нашему представлению о нашем идеале. И, коль скоро, наши представления об этом очень различаются, иногда до противоположности, то этот, созданный вами образ, обязательно, рано или поздно найдет своего почитателя. Творите, выдумывайте, пробуйте!

На этой оптимистической ноте можно было бы и закончить сей доклад, но в данной аудитории непременно следует более подробно сказать о русской женщине. Обратившись к русской поэзии, я сразу обнаружил полемику с бенгальским поэтом Тагором. Так, в одном из стихотворений Владимир Высоцкий упрекает женщину именно в том, что она пытается как-то создать свой образ для мужчины. Вот, послушайте:

Что же ты, зараза бровь себе подбрила
И для чего надела, падла, синий свой берет,
И куда, ты, стерва лыжи навострила...

Русская женщина для мужчины - это не образ, не фантазия, это нечто вполне осязаемое, реальное, и которое должно быть рядом.

Просматривая поэзию прошлого века, я обратил внимание, что двадцатый век отличается как никогда романтическим, возвышенным отношением к женщине. Вот, например, в начале века пишет Александр Блок:

Подойди, подползи, я ударю,
И как кошка ощеришься ты...

Или Сергей Есенин:

Пей со мною, паршивая сука, пей со мной.
Излюбили тебя, измызгали - невтерпежь.
Что ты смотришь синими брызгами,
Или в морду хошь?
Я из женщин тебя не первую, много вас
Но с такою вот, как ты стервою первый раз...

Или поэт романтик Александр Розенбаум, уже в конце века пишет:

Гоп - стоп, мы подошли из-за угла.
Гоп - стоп, ты много на себя взяла.
Теперь расплачиваться поздно,
Посмотри на звезды,
Ты посмотри на это небо,
Взглядом, бля, тверезвым,
Ты видишь это все в последний раз.

Как глубоко и тяжело здесь переживает мужчина предстоящую разлуку с любимой женщиной!

Да, я пропустил середину века. Но тогда была война и, казалось бы, не до женщин было. Но - нет. Я приведу только одну строчку из популярной когда-то песни: "Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих". То есть тогда, когда смерть была совсем рядом, и больше рядом не было ничего, то все уходило на второй план, в сознании оставалось только одно - женщина, и даже не женщина, а ее только маленький символ - платочек, что падает с плеч...

В общем, о женщинах можно говорить долго. Когда мужчины встречаются без женщин, они говорят о них, "о бабах". Когда случается что-то непонятное, или мужчина ведет себя как-то странно, то говорят - "ищите женщину". Когда весело и хорошо - в ушах звучит музыка и слышатся слова "без женщин жить нельзя на свете, нет!".

Так что, дорогие женщины, без вас мужчина просто невозможен. Мы это знаем, иногда вспоминаем, но не всегда (учитывая вашу скромность) говорим об этом.

Ханов О.А.
8.03.2003.