Все тексты

О работе З.Фрейда "Бессознательное".

 

          Объект исследования - психика человека. Определение ее структуры и механизмов психических процессов.

 

          Психика состоит из двух основных функциональных частей - сознательное и бессознательное. Ф. подчеркивает функциональность такого деления. Оно не связано с какой-либо физической (анатомической) локализацией. Т.е. нельзя сказать, что какие-то участки мозга занимаются исключительно или преимущественно бессознательным, а другие - сознательным. Ф. пытается избежать двусмысленности употребления самих терминов "сознательное" и "бессознательное", поскольку в его системе эти слова обозначают не совсем то, что обыденно под этим понимается. Эти термины определяют принадлежность происходящих процессов к той или иной функциональной части психики. Для большей корректности он вводит обозначения BW (сознательное) и UBW (бессознательное), которые в значительной степени совпадают с обычным пониманием соответствующих им слов. Но тем не менее, некоторые процессы, имеющие несомненное отношение к BW, до собственно сознания не доходят. Сюда же следует отнести сознательные представления, пребывающие в латентной форме.

          Как метод психоанализа Ф. определяет следующие отношения между сознанием и психикой: все психические процессы объявляются как бессознательные, часть этих процессов воспринимаются сознанием - подобно тому, как проявления внешнего мира воспринимаются (могут восприниматься) органами чувств. Здесь следует отметить, что в данной работе Ф. не занимается вопросами собственно сознания. Он ничего не говорит о его сущности, атрибутах и т.д. Разговор идет только о сознательном в психике, т.е. о некотором аналоге сознания - о BW.

          Во время написания работы существование бессознательного не было общепризнанным. Значительная часть работы посвящена обоснованию употребления этого понятия. Бессознательное (по определению) сознанию недоступно. Какие-либо суждения о нем можно получить из анализа сновидений, а также по тем влияниям, которое оно оказывает на сознательное и (прежде всего) из медицинской психиатрической практики - когда разрушаются механизмы сдерживания и бессознательное, прорываясь наружу, становится доступным для исследования.

          При более подробном рассмотрении вопроса оказывается, что указанные две структурные единицы психики - BW и UBW недостаточны для объяснения всех известных психических процессов и имеющегося клинического материала. Ф. вводит еще одну единицу - предсознание, VBW. VBW здесь еще не так четко проработано как BW и UBW, но тем не менее занимает свое место в теоретическом построении Ф.

 

          Любая система состоит из элементов. В качестве элемента

психической системы Ф. рассматривает "представление". Представление обладает двумя основными признаками - происхождение (BW или UBW) и активность (подвижность, возбуждение, энергия). Психический процесс предстает как перемещение этих элементов (представлений) между подсистемами BW, VBW, UBW, каждая из которых оказывает собственное влияние на эти перемещения. Ф. рассматривает два возможных способа перемещения - трансформацию представления при его перемещении между системами и создание новой записи (копии) с признаками другой подсистемы. Ф. склоняется ко второму варианту, как более простому для понимания и исследования, но не исключает и другое. Следует отметить, что психическое перемещение не обязательно предполагает физическое изменение места нахождения представления. Это, прежде всего, такая трансформация (изменение) представления, что оно по своим признакам принадлежит уже другой системе. И потому не очень важно, с чем имеет дело данная подсистема - с изменившимся исходным представлением или с его искаженной копией.

 

          Рассматриваются 2 (основных) способа влияния психических подсистем на движение представлений: цензура и вытеснение. Цензура происходит при перемещении представлений с уровня UBW на VBW и с уровня VBW на BV. Ф. мало говорит о принципах этой цензуры, но смысл ее указан весьма определенно - не допустить перемещение бессознательных представлений на сознательный уровень. Если такие представления все же проникли на сознательный уровень, происходит их вытеснение. Ф. достаточно подробно говорит о способах преодоления цензуры. Это - объединение энергии нескольких представлений, взаимное притяжение сходных представлений - сознательных и бессознательных.

 

          Как о неоспоримом факте Ф. говорит о том, что уровень UBW одного человека может непосредственно влиять на UBW другого человека, обойдя его BW. Здесь этот вопрос подробно не рассматривается, но по логике теории Ф. это невозможно иначе, чем только пройдя через сознательные уровни этой пары. Это значит, что слова "обойдя его BW" можно понимать как "обманув его BW".

 

          Ф. говорит о принципиальных различиях между системами UBW и BW. Процессы системы UBW находятся вне времени, с течением времени не изменяются. (В дилеме трансформация - копия это опять же говорит в пользу копии). Ядро UBW состоит из влечений. Оно содержит полученное по наследству (при рождении) и дополняется в первые годы жизни ребенка. Кроме того, здесь присутствуют представления, вытесненные из BW. Процессы UBW мало принимают во внимание реальность. Собственно, с реальностью они и не имеют никакой связи (кроме инстинктивных действий).

          BW, напротив, имеет выход на моторные органы, оно связано с органами чувств, имеет самое прямое отношение к реальности и формирует представление о реальности. Клиническая практика полна примеров, когда разрушаются защитные барьеры сознательного (BW) и ирреальное бессознательное (UBW) начинает диктовать собственное представление о реальности.

 

О.А. Ханов

                                21.12.2005

Используются технологии uCoz