Марксизм

Советская идеология и советская практика часто определяются как форма религии со всеми сопутствующими атрибутами - мифология, культ, пророки, ритуалы, святые места, царство божее (на земле), вера, отторжение других верований и т.д. Но самоопределение этой идеологии было другое - наука, "научный коммунизм". Уже здесь закрадывается подозрение о том, что между наукой и религией связь более тесная чем это может представляться. Можно, конечно, определить эту "науку" как лженауку, а ее выводы, реализации и устремления как обман. Но тут же можно вспомнить о том, что в позднем ренесансе некоторыми весьма уважаемыми мыслителями религия тоже определялась как преднамеренный обман.

Коммунизм предполагает, что навысший приоритет в развитии принадлежит обществу, коллективу, а человек имеет в этом подчиненное значение. Последовательное развитие этой идеи ведет к исключению из процесса Homo sapiens. Это печально, с этим категорически не хочется соглашаться. Но с аксиомами и выводами спорить бесполезно, можно предполагать другие аксиомы, а какая из них окажется верной, покажет только время.

У меня нет претензий к Марксу, он занимался своим делом. (Как нет претензий к Ницше, которого почитал Гитлер). Маркс знаком по вузовскому курсу 70-х годов. К его заслугам могу отнести системный подход и определение общества как "объективная единица, имеющая свои собственные устремления, не сводимые к устремлениям отдельных личностей". Мне кажется, это и сейчас не очень осознается. Тезис о том, что "до сих пор философы объясняли мир, пришло время его изменять" противоречит его же выводам. (В этом Маркс не исключение, Гегель тоже не избежал подобного противоречия). Вероятно, Маркс предполагал, что интеллект человека превышает интеллект государства, и потому естественное развитие процессов следует заменить управляемым, целенаправленным.

19.06.2010
Ханов О.А.
В начало