Главная страница


27.09.1874 Петербург - 13.12.1947 Наггар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия

Краткая информация:

русский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, философ-мистик. Один из самых ярких и популярных мастеров русского символизма и модерна, человек-легенда.

Биография Николая Константиновича Рерих

Член <Мира искусства>. С 1920-х годов жил в Индии. Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей Древней Руси (<Гонец>, 1897), индийской и тибетской природой и мифологией (<Помни>, 1945). Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой <космической эволюции>. В 1924-1928 совместно с Ю. Н. Рерихом и в 1934-1935 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центральной и Восточной Азии (книги <Сердце Азии>, 1929, <Врата в будущее>, 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нигаре - <Урусвати> (1929-42; совместно с Ю. Н. Рерихом). Сборник стихов <Цветы Мории>, 1921; прозаические книги эссеистского и дневникового характера: <Пути Благословения>, 1924, <Твердыня Пламенная>, 1932, <Нерушимое>, 1936, <Алтай-Гималаи>, на русском языке - 1974. В Москве создан Международный центр Рерихов (1992; преобразован из Советского фонда Рерихов).Родился в семье нотариуса. Учился в Академии художеств (1893-1897) у А. И. Куинджи, а также в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). Был членом объединения <Мир искусства>, занимая пост его председателя в 1910-1918.На рубеже веков активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В 1899-1904 написал большой цикл архитектурно-исторических живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов; в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу, <искания будущей жизни> (как он пишет в очерке <Иконы>, 1910).

Начало пути

В исторических картинах молодого мастера [<Гонец> (<Восста род на род>), 1897; <Заморские гости>, 1901; <Город строят>, 1902; <Бой>, 1906; все - Третьяковская галерея] палитра со временем становится все ярче, эпизоды минувшего претворяются в подобия символических откровений о судьбах мировых культур, являющих свои общие архаические корни. Историческое развитие все чаще предстает как цепь вселенских катаклизмов (<Небесный бой>, 1912, Русский музей, - где грозная игра тяжелых облаков словно дублирует битву на земле), средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых (<Пантелеймон-целитель>, 1916, Третьяковская галерея; <Три радости>, 1916, Русский музей).Свои феерические красочные видения художник плодотворно воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: <Пер Гюнт> Г. Ибсена (1912, в Московском Художественном театре), <Тристан и Изольда> Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка), <Весна священная> И. Ф. Стравинского (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), <Князь Игорь> А. П. Бородина (1914, антреприза Дягилева в Лондоне). В этот период Рерих также активно работает и в монументально-декоративном искусстве, став одним из самых ярких представителей <церковного модерна>, обновляющего традиционную византийскую иконографию. Однако наиболее крупные его монументальные работы - росписи церкви св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-14, с композицией <Царица Небесная на берегу Реки Жизни>, где мастер соединил христианскую и древнеязыческую природную символику), а также панно <Сеча при Керженце> и <Покорение Казани> для Казанского вокзала в Москве (1915-16) не сохранились.

Литературное творчество

На смену ранним археологическим научным публикациям и художественно-критическим обзорам Рериха приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов <Цветы Мории> (1921). Он создает свои (по выражению М. Горького) <письмена> об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам - к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах.

Трансгималайская экспедиция

После Октябрьской революции у Рериха устанавливается достаточно сложное и противоречивое отношение к новой власти. С одной стороны, он резко осуждает революционное насилие и вандализм, с другой стороны принимает все случившее с Россией как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу - и стремится наладить сотрудничество с большевиками. С 1920 он живет за рубежом, главным образом в США. С 1923 начинает из Сиккима свою знаменитую Трансгималайскую экспедицию с целью исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. Постоянно находясь на скрещении геополитических интересов различных государств, Рерих в процессе экспедиции закрепляет свой все более значительный международный авторитет - в роли своего рода мирового посредника. В 1925 он через Синцзян приезжает в Москву и передает советским руководителям <послание махатм>, духовных учителей Востока, в котором приветствуются социалистические преобразования в России. В 1926-28 через Алтай, Монголию и Тибет возвращается в Сикким. Для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий - как гуманитарных, так и естественнонаучных - Рерих в 1929 учреждает Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати - от санскритского слова, означающего <утренняя заря>) в долине Кулу (Западные Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией. Духовным итогом путешествий по Внутренней Азии стали книги <Алтай-Гималаи> (1927), <Сердце Азии> (1929) и <Шамбала> (1930).

Классический художественный стиль Рериха

Но гораздо более известны живописно-художественные итоги этих лет. В конце 1910-20-х гг. закрепляется классический стиль Рериха-художника. Обладая фантастическим трудолюбием, он (работая теперь почти исключительно темперой) пишет сразу несколько картин, которые слагаются в единые циклы, <подчиненные одной сущности>, <спаянные в незыблемом соответствии красок и формы> как <ожерелья из самоцветов> (по его собственным словам из притчи <Пламя>, 1918). Сквозь сильные, яркие по цвету, как бы <космические> образы величественной природы, древних монастырей и символических монументов (наскальные знаки, оживающие фигуры богов и героев) проступают религиозно-буддийские или фольклорные лейтмотивы - Будды-Майтрейи как олицетворения грядущего всесовершенного мирового порядка или Гэсэра, воина-освободителя из монгольского эпоса. Горные вершины воспринимаются как монументальная граница Шамбалы, мистического царства справедливости с царями-жрецами. Лишь одним из многих примеров может служить цикл <Майтрейя>, который Рерих в 1926 подарил М. Горькому (Нижегородский художественный музей).Все больше сил Рерих - вместе с женой, Е. И. Шапошниковой, создавшей в 1920-30-е гг. учение Агни-Йоги (<Огненной йоги>), - отдает теософии, понимаемой не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рериха во многих странах мира увлекает провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди он издает в книгах <Держава Света> (1931) и <Твердыня пламенная> (1933), а мистическое кредо живописно выражает в картинах <Матерь Мира> (1924) и <Мадонна Орифламма> (<Владычица Знамени Мира>, 1933). Культуроохранительные идеи Рериха, идеи <Мира через Культуру> воплощаются в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, заключенной в Гааге в 1954.Продолжая активно работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков - <Листы дневника> (1934-35 ) и <Моя жизнь> (1936-47). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры - в т. ч. с Р. Тагором и Дж. Неру - он вносит большой вклад в развитие русско-индийских отношений.Среди верных соратников мастера были его жена Е. И. Шапошникова, а также сыновья, востоковед Ю. Н. Рерих и художник С. Н. Рерих. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве (с 1992) существует Международный Центр Рерихов. Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан.



Используются технологии uCoz