Главная страница

Исаакиевский собор (Исаакиевская пл., д. 1) - крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.

Назван в честь Исаакия Долматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день памяти святого (30 мая по с.с.). В целом сооружен в 1818-1842 гг. по проекту архитектора О. Монферрана. Строительство лично курировал император Николай I. Открытие состоялось только 30 мая 1858 года, собор был освящен как кафедральный. Творение Монферрана - четвертый по счету храм в честь святого на этом месте. Первый деревянный храм стоял примерно на месте Медного всадника, освящен в 1707. В 1712-22 на его месте сооружен каменный храм в стиле <петровского барокко> (арх. Г. Маттарнови). Достройку собора в 1739-42 осуществлял архитектор Д. Трезини. Однако из-за осадки фундамента службы в нем прекратились в 1759. В 1768-1802 на вновь созданной Исаакиевской площади возведен в стиле классицизма трехпридельный собор с колокольней (арх. А. Ринальди). Строительство третьего собора, которое завершал уже В. Бренна сопровождалось <переброской> строительных материалов на возводимый им же Михайловский замок. Собор получился неудачным, искажал замысел Ринальди и в 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма. Условием было сохранение трех освященных алтарей существующего собора. Однако все предложения были сочтены неудачными, и в 1816 предпочтение было отдано проекту Монферрана, в то время практически неизвестного молодого архитектора, только что прибывшего из Франции, который сумел творчески пересмыслить идею Ринальди. Исаакиевский собор - выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города. Высота собора 101,5 м, длина и ширина - около 100 метров. Наружный диаметр купола - 25,8 м. Здание окружают 112 монолитных гранитных колонн. Стены облицованы светло-серым олонецким мрамором. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золоченой бронзой и мозаикой. В оформлении собора (с 1841) принимали участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, В. К. Шебуев) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт). При установке колонн были использованы деревянные конструкции талантливого инженера А.Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора. Примечательно, что Монферран умер практически сразу после освящения собора, в желании архитектора быть погребенным в собственном творении было отказано. В соборе три алтаря, главный посвящен Исаакию Далматскому, левый - Великомученице Екатерине, правый - благоверному Александру Невскому. После революции храм был разорен. Из него было вынесено 45 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. В 1928 службы прекращены. Во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от бомбежек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. С 1948 функционирует как музей <Исаакиевский собор>. В 1950-1960-е года проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Внутри храма был установлен маятник Фуко (в настоящее время демонтирован), который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли. В 1990 проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням. Собор находится в ведении Государственного музея-памятника <Исаакиевский собор>.


Используются технологии uCoz