Главная страница

В период первоначального капитала в постсоветской России люди гордились: <Я сделал свой бизнес с нуля>. Сегодня все чаще для того, чтобы <попробовать себя> в бизнесе, россияне, особенно москвичи и питерцы, покупают готовые предприятия. Как утверждают специалисты, <процесс пошел>, причем весьма активно, и в сфере малого и среднего предпринимательства. Здесь ведь не нужны ни миллионы, ни тем более миллиарды долларов - прибыльное дело порой можно купить всего за 10 тыс. <зеленых>.

Причин здесь много. Процедура всяческих регистраций хотя и стала за 15 лет проще, тем не менее все еще отнимает у начинающих немало времени и нервов. К тому же риск в деле, которое начинается <с первого колышка>, намного выше, чем в случае, когда надо продолжить некую деятельность, которую до тебя кто-то уже вел. И наконец, если бизнес ликвидный, а иной и покупать не стоит, его в крайнем случае всегда можно продать.

Интернет полон предложений о продаже готового бизнеса. По оценкам специалистов, сейчас действует около 150 сайтов, представляющих магазины по продаже готовых предприятий. К примеру, за 5-8 тыс. долларов несложно купить видеопрокат или пункт обмена валют. Дороже стоят кафе, аптеки или салоны красоты. Разумеется, есть предложения и высшей ценовой категории. Скажем, стоимость курортного комплекса где-нибудь в Анапе достигает нескольких миллионов долларов.

Как правило, готовый бизнес продают те, кто либо не способен инвестировать в него дополнительные средства, либо избрал другую сферу деятельности, либо убедился, что предприятие не дает ожидаемых доходов. Самое большое предложение на этом рынке в малом и среднем его сегменте идет сегодня от ресторанов и салонов красоты. Вероятно, потому что эта сфера стремительно насыщается, а где-то и перенасыщается. Только в Москве работают около 5 тыс. ресторанов и 2 тыс. салонов красоты. Эксперты говорят, что здесь становится сложнее выжить в конкурентной борьбе и тем более получать хорошую прибыль. Однако многие предприниматели, уверенные в том, что этот бизнес не требует узкоспециальных знаний, чаще всего покупают именно точки общепита и парикмахерские. К тому же в Москве рестораны и салоны красоты пользуются спросом еще и потому, что среди богатых людей (а их в столице немало) появилась мода преподносить их в качестве элитного подарка.

Самый же популярный сейчас на этом рынке <продукт> - боулинг-клуб. Бизнес растет быстро, поскольку является модной забавой. По экспертным оценкам, чистая прибыль клуба на 8-12 дорожек составляет около 400 тыс. долларов год. Дополнительные доходы от сопутствующих услуг (бар, кухня, бильярд, игровые автоматы, продажа аксессуаров и прочее) достигают уровня поступлений от самой игры. Кроме того, у боулинг-бизнеса минимальные затраты на реализацию и низкие операционные расходы, а материальные активы сохраняют свою стоимость в течение 20 лет. Спрос в этой сфере такой, что, как говорят специалисты, клубы <улетают> мгновенно.

Покупатели готового бизнеса, как правило, <клюют> на очевидные преимущества такого приобретения. Во-первых, не надо искать помещение и оборудование. Во-вторых, как правило, в активе имеется обученный персонал, отлаженные методы и технологии работы. В-третьих, договоры с поставщиками уже действуют и с ними налажены связи. В-четвертых, есть наработанная клиентская база и некий поток доходов. И наконец, нет проблем с документацией: зарегистрированная торговая марка, лицензии, патенты, разрешения и сертификаты лежат в портфеле с документами.

Однако не все так просто. Из потенциального покупателя можно вскоре превратиться в продавца. Главная проблема этого рынка - его незрелость и отсутствие каких-либо этических бизнес-норм. Все без исключения продавцы стремятся завысить цену своего предложения, предоставляют покупателю ложную информацию либо чего-то не договаривают. В результате есть немалый риск приобрести <мертвый проект>. Поэтому к подобного рода покупкам специалисты советуют тщательно подготовиться.

Даже если сфера деятельности предприятия хорошо знакома, помощью юристов и консультантов лучше не пренебрегать. Если нет <своих>, можно обратиться в специальные компании, которые профессионально занимаются оценкой рисков подобных инвестиционных проектов. Им, разумеется, нужно платить, но эти траты не сопоставимы с возможными потерями в случае, если покупка окажется поспешной.

Купив готовый бизнес, начинающий предприниматель может потерпеть фиаско в нескольких случаях. Нередко бывает, что бренд предприятия (особенно в сфере обслуживания - кафе, салона красоты, ночного клуба) построен на личности основателя, к которому привязаны клиенты, персонал и партнеры. Тогда смена хозяина неизбежно повлечет за собой потерю этих активов.

Опасно покупать бизнес с долгами - никакая выверка не даст точного представления об их подлинной величине. Наконец, предприятие может просто находиться на заключительной стадии своего жизненного цикла, а он есть практически у всех. Поэтому грамотные покупатели без серьезного маркетингового исследования не обходятся.

Если принципиальное решение уже принято, главное - не прогадать в цене. Как правило, стоимость компаний, акции которых не котируются на бирже, оценивается в сумму чистой прибыли за 7-8 лет. Если за предприятие платят наличными, то покупатель вправе потребовать скидку, иногда достигающую 50%. Однако эта схема действует в типовых ситуациях, а у каждой сделки свои особенности. Если с бизнесом приобретается неплохой бренд, хорошая клиентская база, испытанная и открытая к модернизации технология, каждый этот фактор требует отдельной платы.

Инфоцентр "UBA.RU"
www.uba.ru

Используются технологии uCoz