Главная страница


САЛЬВАДОР ДАЛИ. Частичная галлюцинация: шесть явлений Ленина на фортепиано, фрагмент, 1931 г., холст, масло,
Национальный музей современного искусства, Париж

Сюрреалисты интересуются выходящими за пределы обычной реальности: бессознательным, сном, воображением, галлюцинациями. Они создают новые образы и по-новому смотрят на уже существующие.


Французский писатель Андре Бретон (1896-1966) разработал теорию сюрреализма, художественного направления, которое "делает людей свободными", пытается открыть "реальное функционирование мысли". Бретон утверждал, что современное

РЕНЕ МАГРИТТ Двойной секрет,
1927 г., холст, масло, 114 х 162 см,Национальный музей современного искусства, Париж

общество лишает свободы отдельную личность. В глубине каждого из нас существует мир потаенных желаний, неведомая вселенная, которую искусство может раскрыть, если художник полностью отдастся своему вдохновению. С 1920-х до 1960-х гг. сюрреалисты выпускали журналы, организовывали выставки и ставили спектакли. Они искали подтверждение своих теорий в произведениях прошлого или вне европейской художественной традиции. Этот новый взгляд сюрреалистов на историю искусств в широком смысле объясняет их влияние на развитие изобразительного искусства в целом.

Направление и скандалы вокруг него

Сюрреалистическое движение оформилось в 1924 г. в Париже. Но еще в 1916 г. в Цюрихе, в Швейцарии, когда Первая мировая война опустошала остальную Европу, художники создали новое скандальное движение дадаизма, призывавшего художников вернуться в творчестве к младенческому состоянию. Дадаизм стал предтечей сюрреализма. Марселя Дюшана, например, называют одновременно и дадаистом, и сюрреалистом. Кстати, художники обоих направлений любили устраивать провокации. Так журнал "Сюрреалистическая революция", выходивший в Париже с 1924 по 1929 г., декларировал: "Откройте тюрьмы, распустите армию!"

Случайность и воображение

Искусство сюрреализма развивалось по двум направлениям. Художники первого направления импровизировали и свои "экспедиции в бессознательное" выражали с помощью абстрактных знаков и символов, как испанец Хоан Миро, американец Ив Танги, француз Андре Массой. Ко второму направлению принадлежат художники, использующие реальные формы и предметы, но в деформированном виде и невероятных сочетаниях. К представителям второго направления следует отнести испанца Сальвадора Дали, немца Макса Эрнста, бельгийца Рене Магритта, француза Поля Дельво.
ХОАН МИРО Голландский интерьер,фрагмент 1928 г., холст, масло,
Фонд Пегги Гуггенхейм, Венеция (Италия)

Новая история изобразительных искусств

В своей работе "Сюрреализм и живопись" Андре Бретон хотел показать, что сюрреализм - это фундаментальная тенденция в искусстве. Он назвал ряд художников, не принадлежащих к сюрреалистам, творческая манера которых, по его утверждению, соответствует изложенным им принципам: Пабло Пикассо, Анри Руссо и также ряд никому неизвестных художников-граверов.

АНРИ РУССО Заклинательница змей,
1907 г. холст, масло, 169 х 189 см.
Музей Орсе, Париж

Мечты таможенника Руссо

Анри Руссо (1844-1910), мелкий служащий муниципальной парижской таможни, откуда пошло его прозвище таможенник Руссо, стал к 30 годам заниматься любительской живописью, а с 1885 г. дерзнул выставлять свои произведения на выставках Салона независимых, где его резко критиковали за неумелость. Руссо неудачно размещал своих персонажей на картинах, но подбирал удивительные цветовые сочетания и отличался дерзостью и богатством воображения. До самой смерти он писал большие композиции джунглей. После 1918 г. сюрреалисты "открыли" заново произведения Руссо и объявили его своим предтечей, "мастером грез".

Используются технологии uCoz