Главная страница

"Быть свободным - значит постоянно учиться этому".

"Свобода - это путешествие длиною в жизнь".

Многие творческие люди обращают внимание на понятие "свобода". Во время подготовки к сдаче кандидатского минимума по философии я заметил, что многие философы 20-го столетия (в том числе Бердяев, Фромм, Жан Поль Сартр и.т.д.) считают, что творчество - это истинная свобода и вернейший путь к таковой, а творческие личности, в свою очередь, больше всего подвержены свободе. Стремление к свободе присутствует у всех творческих личностей. Возникает вопрос: что такое свобода и как ее достичь?

Приведем следующее определение:

"Свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими вкусами, интересами и целями, делать выбор, нести ответственность за него и за результаты этого выбора".

Свобода - это способность, которую, как и любую другую, необходимо изучать и развивать. С рождения у нас есть задатки этой способности, но только мы можем развивать их. Общество, семья, демократический строй предоставляют нам возможность быть свободным, но только сам человек может стать таковым. Обретают свободу только те, кто постоянно учится и развивается.

Учиться свободе - значит учиться искать, находить и осуществлять выбор. Творческие люди более свободны, чем остальные, потому что у них возможность выбора всегда шире, так как они могут придумывать новые варианты, несуществующие в обществе. Поэтому для творческих личностей свобода - это еще и развитие творческих способностей.

Без знания о существовании выбора или без самого выбора нет свободы. Представьте, что мы живем в театре, в котором каждому отведена своя роль. Существует один сценарий, от которого никто не может отклоняться, даже сам режиссер. Актерам запрещено импровизировать. Это не театр, а тюрьма, в которой человек подобен роботу. Большинство людей так и живут из года в год - играют определенные социальные роли, ходят на работу, с работы домой, смотрят телевизор, засыпают в одной и той же постели: скучно. Жизнью этих людей управляют интересы и цели других людей (например, близких, руководителей, директоров, политиков). Если есть желание изменить свою жизнь, то не нужно бояться выбирать другие пути и создавать свои сценарии.

Выбор всегда есть. Его лишь надо искать или творить, а после - осуществлять. Почему же человек зачастую добровольно попадает в тюрьму чужого выбора?

Философы и психологи называют такое поведение "бегством от свободы". Почему? Потому что существует ответственность за принятое решение, то есть ответственность за его результаты и последствия. Ответственен - значит держишь ответ перед близкими, обществом и, главное, перед самим собой. Учиться свободе - значит учиться брать и нести ответственность за сделанный выбор.

Мы бежим не от свободы, а от ответственности. Например, многие мужчины, у которых есть близкая подруга, говорят, что не женятся, потому что хотят остаться свободными. Это всего лишь отговорка. В подсознании мужчин существуют две возможные причины. Первая - это неуверенность в выборе своей спутницы жизни. Вторая - страх перед ответственностью за сделанный выбор, ведь после свадьбы мужчина несет ответственность не только за себя, но и за свою половинку, и за результаты брака - за детей, а возможно и за развод. Женщины подсознательно стремятся создать семью, растить детей, поэтому им ответственность страшна меньше, чем мужчинам, но страх все равно есть. Им нужна надежная опора, вместе с которой они будут нести приятную ответственность за семью и за детей. Если девушка чувствует, что любит своего избранника, а он почему-то не предлагает ей руку и сердце, то лучше не спешить обижаться, а тактично, открыто, по взаимному согласию обсудить этот вопрос с любимым, чтобы узнать его мнение о совместном будущем. Решив этот вопрос вместе , вы уже не будете тратить на него время.

Помните, что главное в отношениях между людьми - это не ответственность, а любовь. Если мы истинно любим, то нести ответственность приятно. Аналогичная ситуация с любым делом: если нравиться им заниматься, то и ответственность за него нести легко.

Из-за страха перед ответственностью многие молодые люди беспрекословно слушаются родителей или кого-то еще. Очень многие с удовольствием перекладывают на чужие плечи "тяжелую ношу", забывая о том, что их собственная ответственность никуда не исчезает. Поэтому не стоит перекладывать на других принятие важных решений в собственной жизни.

Я считаю, что творческим людям легче и приятнее принимать ответственность. Почему? Потому что, создавая новые возможности, мы их создаем и для всего мира. Общество положительно подкрепляет ответственность за что-то новое, например, закрепляя за нами авторские права. Следующий, кто будет использовать результат нашего труда, должен спросить у нас разрешения и иногда купить его. Например, если музыкант сочиняет песню, то другие музыканты, перепевшие ее на своем альбоме, должны заплатить некоторый процент с продаж от их альбома автору этой песни. Я точно знаю, что в США, в западной Европе строго соблюдают это правило. Это добавляет уважение музыкантам. А в России с этим правилом не всегда считаются.

Как же выбрать один вариант из многих? Каковы критерии выбора?

Критериями являются наши вкусы, интересы, цели и ценности, которые постоянно формируются и изменяются вместе с человеком. Если они отсутствуют у человека, то их необходимо формировать с помощью поиска, иначе велика вероятность, что человек станет заложником чужих интересов, тем самым лишая себя свободы.

Можно преднамеренно положиться на выбор других людей ради того, чтобы своим интересам уделять больше времени. Например, мы доверяем проектировку и строительство наших квартир и домов строителям, проектировщикам, дизайнерам и часто полагаемся на их вкус, а не проектируем и строим дом сами. Это уже наш выбор и мы несем за него ответственность наравне с этими людьми.

Иногда вариантов выбора слишком много. Так как же сделать лучший или правильный выбор? Секрет в том, что лучшего и правильного выбора не существует, но каждый в силах сделать свой выбор таковым. Этому необходимо учиться, а значит, анализировать разные пути и выбирать оптимальный, пробовать что-то самостоятельно, иногда совершать ошибки, а после - их исправлять.

Мы часто доверяемся воле случая, то есть бездумно совершаем попытки, затем их исправляем с помощью других попыток, а потом снова их исправляем и.т.д. Жизнь - это не эксперимент, дорогие мои! Во время принятия решения нужно подключать свой разум, сердце, душу и дух, а также пользоваться своей интуицией, то есть внутренним чутьем, которое есть у всех творческих личностей. Только так можно принять самое правильное ваше решение.

Я заметил, что существует еще один тип поведения, который можно охарактеризовать как бегство от свободы. Оно проявляется в бегстве от людей, принимающих за нас решения. Типичным примером данного поведения является бегство от родителей, которые иногда так уверены в своей правоте, руководствуясь своим ЖО (жизненным опытом), что делают выбор за своих детей. Естественно, что дети бегут от таких родителей. На самом деле тем самым дети "бегут от свободы". Как же поступить?

"Если не можете изменить ситуацию, измените отношение к ней". Это нам и нужно! Необходимо изменить отношение к вариантам, которые предлагают родители. Следует научиться воспринимать идеи родителей такими же ценными, как и свои собственные, независимо от родительской активности и настойчивости. Брать в расчет нужно все варианты. Возможно, мы теряем лучший выбор в том случае, если не воспринимаем родительских советов.

Как же поступать родителям?

Необходимо понимать, что наши варианты и варианты ребенка равноценны. Необходимо научиться верить в ребенка и доверять его выбору. Помогайте ребенку осознать, что его варианты также важны и нужны, как и варианты взрослых. Направляйте его, предлагайте свои решения, учите искать ребенка собственные, учите думать, рассуждать и выбирать, но не делайте за него выбор. Научите его приятно нести ответственность за принятое решение, то есть получать удовольствие от этого до состояния куража. Успешные творческие личности умеют получать удовольствие от ответственности. Таким образом, у ребенка появится вера в свои силы и желание совершенствоваться дальше.

Совершенствуйтесь и познавайте вместе с ним. Только так можно научить вашего ребенка свободе и научиться самому, то есть научить искать, находить, делать выбор, нести ответственность, слушать самого себя, свое сердце, разум и душу. Такие отношения с ребенком воспитывают не только истинно творческих и свободных личностей, но и укрепляют взаимоотношения между родителями и детьми, что создает счастье в семье.

Я всего лишь приоткрыл дверь к творчеству и к свободе, но только вы можете в нее зайти, если захотите. Приглашаю вас заглянуть за нее и получить от этого истинное удовольствие.

Дополнительно:
            - альбом "Absolute Benson" Джорджа Бенсона (George Benson). В записи также принимают участие Джо Сэмпл (Joe Sample) и Стив Гэдд (Steve Gadd).
            - фильм "Касабланка" с Хамфри Богартом (Humphrey Bogart).
            - роман Жана Поля Сартра "Тошнота".


Используются технологии uCoz