Главная страница

Зигмунд Фрейд, человек, несомненно, кое-что понимавший в Эросе, как-то заметил: <Самое глубокое различие между любовной жизнью Древнего мира и нашей состоит, пожалуй, в том, что античный мир ставил ударение на самом влечении, а мы переносим его на объект влечения. Древние уважали влечение и готовы были облагородить им и малоценный объект>.

Кто поймет этих древних, как это у них выходило - то ли плотская энергия у них била через край, то ли ценный объект от малоценного отличить не умели, но только явно знали они что-то такое про жизнь, что и не снилось нашим мудрецам.

Древние и впрямь не только не задумывались о сравнительной ценности объектов - не ведали они и о грани между порнографией и эротикой, между сакральным и профанным. Да и дионисийские оргии у них как-то там явно перемешивались с повседневным бытом. Достаточно взглянуть на в изобилии представленные на выставке в Историческом музее в Москве предметы этого самого быта и обихода, как вы сразу поймете - чего уж там стыдливо записывать олисб (по-нашему - фаллоимитатор) в ритуальные сакральные символы плодородия, которые, мол, и значат-то не то вовсе, что вы подумали:

Правильно вы все подумали: да, девушки этими олисбами, кожаными и терракотовыми, вовсю пользовались по прямому назначению, обсуждали с подругами достоинства искусно изготовленных игрушек, заказывали у ремесленников (<официально> тачавших обувь), подписывали своими инициалами:

Думаете, порнографическими сценками расписывались только стены лупанариев, то бишь публичных домов, где-нибудь в Помпеях? Полноте, что за классификаторское мышление, это же вам не инструкции по применению в <специально отведенных для этого местах>. Взгляните лучше на причудливо украшенные светильники. Ведь это лучшие друзья влюбленных, пробирающихся друг к другу впотьмах и потом предающихся любви непременно при свете масляной лампадки (кстати, кто сказал, что любовники должны быть разнополыми?). Детальные, невинно-непристойные изображения на этих <немых сообщниках тайн> - всего лишь знак их почетной роли конфидентов при парочке, которую посетил сам Эрот.

Эрот же властвует безраздельно: в уединении ли ложа, на шумных ли симпосиях, то бишь пирах, где веселье идет полным ходом, с гетерами, флейтистками, акробатами, певцами и танцорами, и где, конечно же, не обходится без соответствующей <тематической> утвари. Чего тут только нет, выдумка античных мастеров поистине поражает воображение. Лепные и рисованные эротические сценки на внешней и внутренней стороне сосудов для вина дело уже привычное, есть штуки и позатейливей. Например, чаша на <трехпалой> ножке в виде фалла; чаши-мастосы в форме женской груди, с секретом - не допьешь до дна, на стол поставить не сумеешь, не удержится; канфар с носиком в виде все того же фалла. Пить из него гость может, понятно, только через носик, под одобрительные возгласы сотрапезников:

Украшенные эротическими изображениями светильники, чаши, коробочки для благовоний, амулеты, пряжки, подвески в виде мужских гениталий - вот чем наполнен доверху дом античного человека, вот среди чего живет он, <не ведая стыда>:

Античному человеку свойственно очень конкретное и реалистическое мышление, поэтому излюбленный сюжет античной культуры - Леда с лебедем - будет чередоваться с многочисленными и крайне натуралистическими изображениями женщины, совокупляющейся с ослом, или погонщика в недвусмысленной позе с мулом, а также с буколическими описаниями пастушеских будней в обществе пасомых:

В дионисийском хороводе теряются и становятся неважными различия пола, возраста, биологического вида, наконец: Древние не знают, что такое зоофилия и гомосексуализм. Зато они убеждены, что только те мужчины, что испытывают склонность к юношам, наиболее пригодны к государственной деятельности. <Поклонник может сделать юношу умнее и добродетельнее>, а знаменитый <отряд любовников> - самая грозная сила в бою, ибо спаян он любовью, верностью и желанием не осрамиться в глазах возлюбленного. Про педофилию они тоже не догадываются: <тринадцать лет наступило ему - он вожделеннее стал. Годом позднее пришел еще более сладостный возраст: а семнадцатилетний юноша не для меня: создан для Зевса лишь он>.

Почему же откровенно-непристойные, шокирующие, не ведающие стыда, вины и границ эротические забавы древних не производят впечатления грязи и пошлости? Почему же у них - тончайшая философия, <божество и вдохновенье>, дионисийское веселье и комический смех, развенчивающий излишне серьезное отношение к самому себе, а у нас -  (моя вина) и чванливые гламурные советы опытных развратников? Обидно как-то за современников и хочется сказать: <О времена, о нравы:>

Источник: http://www.ng.ru/ Независимая Газета

Используются технологии uCoz