Школа налогоплательщиков

Случилось необычное, я был в театре. У Иры (невестки) в школе раздавали что-то похожее на контрамарки, оставалось 6 свободных билетов, и она предложила нам. Это было недели две назад, но я совсем забыл, и потому поход оказался неожиданным.

Не скажу, что неожиданность была приятной. Прошедший день рождения оторвал меня от полноценной работы дня на полтора, а тут еще какой-то спектакль... Отказываться как-то неприлично, пошел.

Это была сцена ДК Горького, спектакль БДТ "Школа налогоплательщиков". Я не театрал, название ничего не говорит, возможно, будет что-то "злободневное", политическое, что мне сейчас категорически неинтересно. Кроме того, я даже жома не смотрю ничего без предварительной информации, а здесь полная неизвестность.

Таким было настроение. Тема оказалась другая - Франция 30-ых, какие-то люди, женщина странного поведения, не менее странные ее отношения с мужем и отцом. Первое действие было довольно скучным. Я оказался в последнем ряду с края и вдруг почувствовал, что засыпаю (или даже заснул). В антракте невестка спросила - как? - Говорю, что я не театрал, ничего не понимаю. - Мне показывают какую-то интригу, но я не понимаю, зачем для этого надо идти в театр, - можно было бы просто прочить этот рассказ, необходимости постановки не вижу.

Второе действие было более живое. Любовные истории получили продолжение, переплелись с бизнесом, я смотрел уже немножко увлеченно. В антракте невестка вопросов не задавала, но я был готов ответить примерно так: "Пьеса о французских женщинах и нравах, любопытно".

Третье действие смотрел уже с удовольствием, увидел тонкие и верные моменты и даже по части "французских" семейных отношений уже не было ни вопросов, ни удивления, сюжетные линии завершались хорошо и правильно, поднимая или намечая интересные глубокие темы взаимоотношений между индивидуумами и соотношения между личным и социальным. Эти темы мне вообще интересны, у меня даже накопился материал для статьи по такому поводу, к которой не могу приступить исключительно из-за загруженности другими делами, а спектакль стал хорошей иллюстрацией к ней .

Были в спектакле легкие намеки на некоторые текущие события (в частности, на принятие российского гражданства актером Депардье). Мне они показались лишними, но вероятно так принято (намеки особенно хорошо принимались в советском театре), их было немного, и восприятию они не мешали.

В общем, в итоге мне все весьма понравилось. Невестке (как инициатору) сказал, что "я не театрал", но получил удовольствие от этого действия. Мои спутники высказывали сходные мнения. Все отметили долгое и нудное начало. Но по этому поводу я теперь говорил совсем не так, как после первого действия. "Если для вхождения в тему достаточно нескольких слов, то это значит, что темы нет, разговор предстоит ни о чем". Что же касается предназначения театра, то я подумал, что постановка тонких неоднозначных вопросов оправдывает любую форму их изложения, поскольку при "размытом содержании" очень не просто быть услышанным. И если мысль удалось передать, значит все хорошо.

29.04.2013
Ханов О.А.
В начало