Карл Юнг. Аналитическая психология

Структура психики
Юнг различает две сферы психики - эктопсихику и эндопсихику. Имеется также ЭГО как комплексная характеристика психики. К ЭГО стекается весь информационный поток - все то, что мы воспринимаем как сознание.

Эктопсихическое содержание сознания дает связь ЭГО с окружающей средой, эндопсихическое - его внутреннее содержание. Эктопсихике принадлежат ощущение, мышление, чувство, интуиция. Посредством ощущений ЭГО получает информацию о внешнем мире. Мышление дает ее первичную обработку – дает имя предмету или явлению, причисляет к какому-то классу, группе. Чувство показывает ценность идущей извне информации для данного ЭГО-комплекса. Результат обработки воспринимается как интуиция. Но интуиция есть особый вид восприятия, который не ограничивается только информацией, идущей от органов чувств, а проходит и через сферу бессознательного.

Эндопсихическая сфера отдалена от внешнего мира, обращена внутрь. Это - память, процессы суждения (работа с информацией, извлекаемой из памяти), эмоции, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Ядром психики Юнг считает коллективное бессознательное - "архетипический разум".

Энергия эго-комплекса уменьшается по мере приближения к этому ядру. Эктопсихические функции в основном подвластны сознанию, т.е. воле. То же в значительной степени относится и к памяти, и к личному бессознательному, которое лишь условно может быть так названо (VBW - по Фрейду). Напротив, содержание коллективного бессознательного волей никак не контролируется.

Коллективное бессознательное
Коллективное бессознательное несет в себе всю историю развития Homo sapiens. Это прежде всего архитипические (архаические) образования, берущие свое начало от самых древних времен - от начала зарождения сознания. Поскольку (доказано) человек имеет единых предков и следовательно, единую (начальную) историю, эти архитипы существуют независимо от места проживания, расы, уровня развития - они у всех людей одинаковые. Более поздние архетипы уже дифференцируются по национальному признаку.

У индивидуума коллективное бессознательное проявляется в сновидениях и в быстрых (неосознанных) реакциях на определенные раздражители. Юнг описывает свои опыты по словесным ассоциациям.

Архетипы порождают образы мифологического характера. Образы, порождаемые самыми древними архетипами совпадают у представителей самых разных народов, не имевших никаких контактов между собой.

Юнг не говорит о способах наследования архетипов, но (похоже) он склоняется к тому, что это не есть биологическое наследование (не через генетику). Вероятнее всего, это - культурное наследование. Здесь следует вспомнить тезис Фрейда о возможности воздействия бессознательного одного человека на бессознательное другого.

В качестве примера "культурного наследования" можно привести работу об исследовании детского фолклера (песенки, считалки) - иногда совершенно бессмысленные, на "тарабарском языке". Оказалось, что это просто искаженная латынь. И это в современной России, где латынь уже давно никто не знает. Ни дети, ни слышащие их взрослые не понимают смысла произносимых слов. Но слова произносятся, уже на протяжении многих сменяющихся поколений.

Архив коллективного бессознательного все время пополняется. Более того, следовало бы поговорить и о коллективном сознательном. Когда идеи (не научные и технические, с которыми все понятно) "носятся в воздухе", и вдруг возникают одновременно в самых разных местах – не результат ли это работы, накопления того самого коллективного бессознательного (или сознательного) и правомерно ли здесь говорить о неком индивидуальном авторстве? Одно из следствий: "Искусство принадлежит народу!"

Существо, лишенное наших архетипов (лунатик, марсианин, инопланетянин, Маугли) разумным (по нашему пониманию) быть не может (в отличие от самого дикого дикаря). Возможно, что у животных сложились совсем другие архетипы, и потому мы их не понимаем. Сознание, как нам показали Юнг и Фрейд – очень тонкая надстройка над тем, что происходит внутри. А элементарные психические акты безразличны к физической реализации мозга и не требуют очень серьезных материальных ресурсов. (Много "извилин" для этого не требуется).

Комплексы
Комплекс по Юнгу - "автономная группа ассоциаций, живущая своей самостоятельной жизнью отдельно от наших намерений". (Некоторый аналог - "представления" Фрейда, но у Юнга это более сложный элемент). Комплексы обладают собственным сознанием, которое в определенных условиях может овладеть всем ЭГО. В отличие от Фрейда, Юнг не считает, что идущая от бессознательного и проявляющаяся в комплексах информация подвергается цензуре и намеренно искажается. Это просто другой язык изложения информации, которым при некотором усилии и навыке можно овладеть.

Проектирование и перенос
Проектирование есть общий психологический механизм по переносу субъективных содержаний и компонентов любого содержания в объект (например, цвет). Проекция – факт спонтанный, автоматический. Механизм проекции не осознаваем.

Перенос есть проекция, совершающаяся между двумя индивидами. Как правило, она носит эмоциональный характер. Возникает вера в то, что объект обладает свойствами, соответствующими его сложившемуся субъективному образу. Это нормально. Но если на объект переносятся свойства, почерпнутые например из архетипа, то может возникнуть болезненное неприятие реакций объекта, не соответствующих ожидаемым свойствам.

09.01.2006.
О.Ханов
По теме:
Неизвестное в памяти (12.05.2017)
Зигмунд Фрейд и Карл Юнг (02.03.2019)
Карл Юнг и Владислав Сурков (03.03.2019)
Назад >>