В День Победы

09.05.2017. В России весна праздничная, начиная с 8-го марта. - Март, апрель, май. Во времена СССР были еще: ДР Ленина (22.04), ДР Карла Маркса и День печати(05.05), День радио (О7.05) и ДР Пионерской организации (19.05). В С-Пб есть также 27.05, - День города. Сегодня - "День победы".

Мне казалось, что парады бывают только в "двух столицах", но они во многих городах проходят. Для кого проводят парады? - Для зрителей, которые приходят посмотреть? Или для потенциальных противников?
- Нет! Парад - действие символическое, и даже если он будет происходить "в чистом поле" и никто об этом не узнает, в нем все равно останется тот же смысл. Чтобы что-то радикально изменить, надо менять символы, чем сейчас активно занимаются на Украине. У нас это тоже было, после 91-го, когда вместе с Президентом изменились флаг и гимн. В 2004-ом, когда гимн вернулся, мой антисоветский дух еще не вполне выветрился, и я (внутренне) возражал, - это же первый шаг к возвращению Советского союза! И действительно, сейчас многие (включая меня самого) изменили свое отношение к прошлому. - В нем были светлые черты! Тогда они казались такими естественными, что их никто не замечал. Так что же, - это советский гимн мистическим образом действует на умы? Или наоборот, то было первое проявление разворота в восприятии советского времени?

Недавно услышал интересные цифры. Великая литература 19-го века издавалась очень малыми тиражами, называлась цифра - не более 7 тысяч экземпляров. При всеобщей неграмотности, этого на всю Россию было достаточно. Большевики за несколько лет провели ликбез, Пушкина стали печатать миллионами. Про себя тоже могу сказать, что я один из плодов той революции, поскольку по "рабоче-крестьянскому" происхождению, была бы моя судьба другая...

Впрочем, сегодня не 7-е ноября, не 04.11, и даже не 12.06, чтобы об этом говорить. С другой стороны, Победа - это как второе рождение Советского государства. Я не могу говорить что-то конкретное о войне, поскольку она закончилась до моего рождения. Знаю о ней по книгам и фильмам, даже не по рассказам очевидцев, - они мало что говорили, хотя во времена моей молодости все вокруг были из тех, кто войну пережил. Однажды мо коллега Озол Мильда Яновна, родившаяся в 30-х годах, узнав, что я послевоенный, разразилась монологом о том, что я в жизни многого не видел и не знаю. И я с ней соглашаюсь, пережитое невозможно в полной мере передать словами. В свое время, была критика фильма Н.Михалкова в том, что эта работа крайне далека от реальности. Я сначала согласился, а потом подумал так. - Никита Михалков, как и я не застал войну, и потому о ней он может только фантазировать, что он и сделал в этом фильме, и говорит в нем об этом практически "прямым текстом". Наверно, Никита Сергеевич понимал, что он не сможет рассказать о войне так правдиво, достоверно, как это получилось у В. Высоцкого, который, будучи ребенком, застал войну. А это другие впечатления и другие рассказы людей, только вернувшихся с фронта. Во времена Михалкова были уже воспоминания, не не переживание еще не затянувшихся душевных и телесных ран.

Ныне ветеранов осталось совсем немного. Через 20 лет их совсем не будет, а мы, если доживем, станем ветеранами Советского Союза. И будет нам трудно рассказать о советской эпохе так, чтобы молодые прочувствовали в полной мере ее цвета.
Ханов О.А.
В начало