Творчество

01.10.2015. Как мы знаем (от русских поэтов), осень способствует творчеству. Осенний всплеск природной красоты, "бабье лето", последние аккорды перед увяданием побуждают творить. Осень зеркальна весне, которую нельзя не любить. Закат красив, как и восход, они напоминают о цикличности, о вечном возвращении...

Как-то так получается, что творчество обычно происходит в жестких рамках. Может, эти рамки действуют как стимуляторы? Вот нет у меня ни стимулов, ни ограничений, и я сейчас молчу (в науке), хотя есть еще смутное желание поговорить немного о том, что хранится в глубинах моего сознания.

26.01.2016. Всем, кто занимается творчеством, всегда интересно, как его воспринимают. Без этого, без "обратной связи" невозможно продолжать, поскольку никогда нет уверенности, что ты все делаешь правильно. К творчеству я отношу любые действия, выполненные не по заказу, не по четко расписанному алгоритму, но по собственному усмотрению. И если все расписано очень подробно, то отклонения от "инструкции" - тоже творчество. Оно тем более вызывает сомнения и беспокойство.

Творчество и власть
24.12.2016.
Преподаватель - повелитель студентов. Повар - повелитель продуктов, писатель - слов, композитор и музыкант - звуков. Интересный получается вывод: творчество - это власть над тем, из чего творишь. Диктаторы - творческие личности, а гениальные руководители проектов - властные. Так говорили о Королеве, да и о многих других выдающихся деятелях науки и искусства. Вероятно, невозможно быть социально значимым, не обладая "волей к власти"...

Никогда не думал о тесной связи творчества и власти. Наверно это по Ницше, которого я так и не освоил. Но знаю, что он много писал об искусстве, о творчестве и, отдельно, - о власти. В этом смысле, мои проекты были обречены, - у меня недостаточно воли. Но это значит, основная человеческая черта, предопределившая возможность цивилизационного развития, - способность преодолевать сопротивление окружающей среды, естественное свойство которой - сохранение состояния, вплоть до самых мелких нюансов. Следствие: люди искусства непременно должны с чем-то бороться. Когда не с чем, они борются друг с другом. - Это тоже известный факт.

Вывод: искусство, борьба за власть, сопротивление - все это питается из одного источника. Наверху оказываются люди неслучайные, имеющие схожие черты ("сильный характер"), вне зависимости от области деятельности. Предполагаю, что так устроен социум, - он поощряет сильных. А слабые, иногда тоже способные к новому, оригинальному, остаются в тени. Тут я вспоминаю о западной моде на толерантность, - быть может, это первый шаг к изменению ситуации, когда социум будет способствовать возвышению не только сильных духом, но всех, имеющих талант, вне зависимости от наличия у них воли к самоутверждению. Я смотрю на своего сына и понимаю, что у него есть способности, но он не нашел способ их реализации..

- Такие мысли. Как это часто бывает, - неожиданные, связующие воедино обрывки разных явлений. И я подумал, что люди, подобные моему знакомому по имени Литвинов, которые утверждают, что у них вдруг все связалось воедино в голове, мыслят примерно также. А может, такова "объективная реальность", что все в ней сильно взаимосвязано и иногда вдруг эти связи становятся заметными.

Творчество схемотехника
02.12.2018.
Я был схемотехником в былые времена. Схема сродни музыке, роману, - чему угодно, что возникает как результат творчества. Это при том, что такое творчество сильно регламентировано, его рамки определяет решаемая задача. Результат при любом исполнении должен быть одинаковый. Редко, но мне приходилось разбираться не со своими схемами. Это действительно, как чтение романа. Разработчики мне попадались хорошие, я мог наблюдать интересные сюжеты, которые иногда не понимал при первом прочтении. Потому я и говорю старшему внуку (19 лет), что интерес к писательству не противоречит программированию. Ему же кажется, что эти занятия очень разные. (Забыл заметить, что программирование и схемотехника вообще одно и тоже, это как изложение решения задачи на разных языках). С удовольствием поговорил бы с внуком основательно, но пока получается только "публично", при застольях.

21.02.2019. Представляется, что в творческих профессиях при обучении передается преимущественно опыт, оттого и преподают в "каком-нибудь" ВГИКе или ГИТИСе уже состоявшиеся актеры, режиссеры. И вдруг узнаю, что это - ремесло, которое может освоить едва ли не каждый человек разумный, имеющий опыт обучения другим ремеслам. Это же снимает покров таинственности, избранности!...

Но. Я помню фразу: "Чтобы учить плавать, не обязательно уметь плавать". И однажды по этому поводу я утверждал, что такая ситуация даже лучше, поскольку исключает субъективные нюансы, которые у каждого свои. - Учат только всеобщему, объективному...

- Вот такие мысли кружатся в голове человека, далекого от творческой среды, бывшего технаря "от ушей до кончика хвоста". Я прошел свой путь разработки и внедрения. Но когда приходилось передавать свой опыт, кого-то чему-то учить, а вдруг понимал, что не способен к этому, тут нужны некие иные качества, мой опыт мне не помогает. Во всяком случае, надо вникнуть, войти не только в то, чему учишь, но и в сам процесс обучения.

Недавно наблюдал, как внук Дима давал урок игры на гитаре моему другу Володе Сове. Сначала он был озадачен, но после некоторой паузы, сказал, что повторит то, чему учили его самого на курсах. - Очень правильно! Он решил передать не собственный опыт игры, а опыт обучения игре. Володя все прослушал, но потом мне сказал, что хотел чего-то другого. - Чего, я так и не понял. Впрочем, едва ли он и сам это понимает.

Мысли об обучение приходят ко мне по поводу младшего внука Тимофея (4.5 года). Он иногда предлагает "поиграть в шахматы". Отказаться невозможно (как и от всего, что предлагает). И мы с ним "играем в шахматы". Учились расставлять фигуры, а сначала надо было усвоить сам принцип игры - очередность ходов. - Тимофею неочевидно было, что нельзя делать два хода подряд, не дожидаясь реакции противника. Я сначала подумал, что такая последовательность действий, принятая для игры, - это не естественно, "не по природному". Но потом понял, что наоборот, - всегда, прежде чем сделать следующий шаг, надо оглянуться и понять, - что изменилось вокруг? Любое действие меняет окружающий мир, и следующее действие должно учитывать это изменение...

Какая-то странная цепочка рассуждений получилась: искусство - обучение - игра - окружающий мир. - Все взаимосвязано.

18.04.2020. Быть первым - не для меня, моя роль - идущего вослед. Вообще-то странно. Некоторые черты могли бы сделать из меня лидера, но другие такому варианту резко противостоят. Из тех, что могли бы способствовать, назову склонность к творчеству, т.е. к фантазиям. Это следствие плохой "оперативной памяти", из-за чего для целостности картины недостающие детали приходится додумывать. Включается логика, еще что-то и картинка в итоге получается.

Т.е. придумывать, фантазировать могу. Но все равно, для этого необходим толчок, который задает движение мысли. В разговорах, мой Сергей часто говорит про себя, что он не способен к творчеству. Меня это удивляет, я много чего слышал от него оригинального, что однозначно подходит под определение "творчество". И, тем не менее, он это говорит уверенно. Подтверждением может быть то, что его любимое дело - ремонтировать то, что оказалось негодным. Он обязательно найдет причину, найдет способ устранения (что само по себе требует немалого творчества). И тем не менее, его стезя - ремонт, восстановление, но не создание нового. Мне, как разработчику это странно слышать. Но если разобраться, то новое всегда создается на основе старого, в нем как бы устраняются "отдельные недостатки". Но в итоге, Сергей в своем банке тем и занимается, что "устраняет проблемы". Любые проблемы, даже "врожденные", т.е. недостатки разработчика. Не сам устраняет, у него нет на это полномочий, но указывает, - как и что для этого надо сделать.

Вообще-то надо сказать, что мы все повторяем на свой лад то, что было сделано и сказано до нас, с определенной степенью привнесения нового. Поскольку степень законодательно не установлена (а возможно, она и не поддается количественной оценке), то едва ли ни любого творца можно обвинить в плагиате, что часто и происходит. Мой Сергей выступает с резкими нападками на само понятие "Авторское право", запрещающее в той или иной степени использовать осуществленные кем-то наработки. - Это сдерживает прогресс! По его мнению, следует ликвидировать само понятие "Авторское право". Я даже готов с ним согласиться, что авторское право это болезненное проявление эгоизма. Вместе с ним следовало бы понизить силу и значение таких понятий как "гордость". Понимаю, что такие взгляды насквозь социалистические, но что делать, меня так воспитали.

Творческие люди

12.11.2021. Дима прислал письмо, в нем есть такие слова: "Творческие люди ещё хуже, чем остальные. Ужасно эгоистичные, самовлюбленные". В ответ, я написал ему большое письмо о том, как я понимаю творчество. Тема для него актуальная, поскольку желает связать свою жизнь с литературой. Я говорил о творчестве в широком смысле, не ограничиваясь только искусством. Нашел свою запись об особенностях русского мышления, которую сделал после семинара у Т. Черниговской, на котором однажды присутствовал. Из ее позиции получается, что русские склонны к творчеству, в отличие от западных европейцев, которые принадлежат к разряду аналитиков. Я все это написал, вроде бы не вступая в противоречие с логикой, но сам-то себя я считаю аналитиком, склонным к творчеству. - Такого, согласно концепции, быть не должно, или я что-то не понимаю.

Творчество и исполнение

12.11.2021. Ничего я не могу сочинять по заказу. Если и получается что-то, то исключительно самопроизвольно. В 12-13 лет я писал стихи. Мне это нравилось, показывал своим товарищам, это дошло до классной. И стали меня просить написать что-нибудь для стенгазеты. Я пытался, напрягался, но ничего не получалось по заданию, целенаправленно. - Могу исполнять лишь то что идет самопроизвольно изнутри. Опыты стихосложения на том и закончились. Уже много позднее обнаружил, что я вообще плохой исполнитель, трудно мне исполнять задания. - Я работник творческий, должен все сам придумать. А исполнять даже собственные задумки не всегда хочется и не всегда получается.

Но так я и прожил свою жизнь, без больших проблем.