Информационная система

Система представляет собой сеть мониторов, установленных в посещаемых местах, предназначена для оказания справочно-информационных услуг населению Санкт-Петербурга.

Каждый монитор содержит компьютер с четырьмя клавишами управления. Две клавиши управляют перемещением курсора (вперед/назад), две другие - перемещением между страницами (выбрать/вернуться назад). Компьютер содержит базу данных, адаптированную для работы со "случайным" пользователем, который может не иметь какого-либо опыта работы с компьютером. Поиск информации организован примерно также, как в мобильных телефонах. Содержание базы данных не ограничено определенной тематикой. Приоритетные разделы - информация об объекте, на котором установлен монитор и городская информация (карта, улицы, маршрутные такси, расписание поездов, театры, больницы, гостиницы и прочее). Вывод информации осуществляется стандартным интернет-браузером, что делает похожим работу с информацией монитора на работу с интернетом. Программы написаны на языках HTML, JavaScript. Подготовленные для монитора данные имеют форму сайтов и могут быть практически без изменений размещены в интернете.

Вся информация, доступная пользователю, размещается в одном компьютере монитора. Это ограничивает общий объем базы данных максимально возможным объемом жесткого диска. В то же время, на обычном диске (100 Гбайт и более) можно разместить десятки тысяч информационных блоков (сайтов), что должно перекрывать практически любые информационные потребности.

Размещение информации в одном компьютере позволяет избежать организации специального сервера и необходимости использования каких-либо каналов связи при поиске информации.

Каналы связи используются исключительно для ввода (загрузки и изменения) информации. Для этого не обязательна двусторонняя связь, можно использовать однонаправленные каналы - от источников информации к мониторам. Наиболее удобен для этого радиоканал.

Распространением информации в "электронном" виде занимаются средства массовой информации (радио, ТВ) и интернет. В приложении 1 приведен сравнительный анализ этих двух систем. Предлагаемая Информационная система (ИС) занимает промежуточное положение между традиционными СМИ и интернетом и, соответственно, обладает некоторыми свойствами этих двух систем. Ниже приведен сравнительный анализ СМИ, интернета и ИС по следующим характеристикам:
1. Цензура
2. Каналы связи
3. Упорядоченность информации
4. Установка приоритетов
5. Обработка информации
6. Оповещение

1. Цензура
СМИ. В большинстве изданий соответствующие службы из множества предложений выбирают то, что соответствует выбранному направлению, учитывая качество предлагаемого материала. Т.е. даже при формальном отсутствии цензуры (ограничений), косвенно она в той или иной мере присутствует. Основная причина - ограниченный объем материального носителя или эфирного времени. Качество материала, попадающего в издание, в немалой степени зависит от профессионального уровня специалистов, занимающихся отбором материала.
Интернет - свободная децентрализованная система, в которой содержание информации ничем не ограничено (формально - только законами о СМИ). Причина - практически неограниченный объем размещаемой информации и отсутствие какого-либо координирующего центра.


В ИС возможный объем размещаемой информации ограничен объемом жесткого диска. Однако, это достаточно слабое ограничение. Второе ограничение - пропускная способность используемых каналов связи. Это ограничение можно "обойти", используя различные способы и каналы для загрузки информации, в том числе - использование индивидуальной загрузки каждого монитора. В отличие от интернета здесь предполагается существование координирующего центра (центров). Поэтому в ИС будет распространяться как информация, выбранная центром, так и нерегламентированная информация произвольного содержания, поступающая от случайных источников. Данные будут сопровождаться указанием источника информации, что позволит потребителю самостоятельно оценить уровень ее достоверности.

2. Каналы связи.
Электронные СМИ используют однонаправленные широковещательные каналы связи, по которым информация распространяется из центра на множество абонентов без обратной связи.

Интернет требует двусторонней связи. Однонаправленные широковещательные каналы здесь не соответствуют принципу организации системы. Вместе с тем, обратный канал имеет преимущественно технологическое назначение. Для пользователя чаще всего Интернет - это однонаправленная система. Клиент получает информацию без обратной связи. Некоторые сайты допускают обратную связь, но как основная функция это встречается не часто.

В ИС предполагается использовать преимущественно однонаправленные широковещательные каналы. Однако системных ограничений на использование индивидуальных двусторонних каналов связи нет, и они будут вводиться по мере необходимости.

3. Упорядоченность (классификация) информации.
В СМИ упорядоченность начинается с выбора темы издания. Редакция производит отбор и компоновку материала. В итоге конечный продукт представляет собой достаточно стройную структуру, в которой можно ориентироваться.

Одна из самых больших проблем Интернета - огромный объем плохо упорядоченной (и далеко не всегда достоверной) информации. Поисковые системы пока эту проблему в полной мере не решают. Основная причина - большой и постоянно возрастающий объем, с которым приходится работать.

В ИС ситуация лучше, чем в Интернете по следующим причинам:
1. Информация, распространяемая центром, сопровождается ее классификацией
2. К информации, ретранслируемой центром возможен доступ для предварительной классификации.
3. Центр может предоставлять канал связи для самостоятельной передачи клиентом свой информации. В договоре на использование канала может быть указан формат передачи и наличие классификационных признаков.
4. Сортировка может выполняться в процессе приема. После анализа автоматически принимается решение, в какой раздел следует поместить принятое.
5. Вся доступная клиенту информация сосредоточена в одном компьютере. Это позволяет запустить фоновую программу, анализирующую содержание и выполняющую классификацию.

4. Установка приоритетов.
В СМИ центр самостоятельно определяет приоритет предлагаемой информации - что должно быть на первой странице, крупным планом или в лучшее время суток.

Интеренет, как свободная децентрализованная система каких либо изначальных приоритетов не имеет. Приоритеты возможны только в пределах сайта.


В ИС центр контролирует размещение информации, поэтому возможна установка приоритетов на разных уровнях разными способами.

5. Обработка.
Автоматическая обработка информации в интернете возможна, однако для этого необходимо предварительно либо выполнить поиск того, что предстоит обработать (в интернете это непросто), либо изначально задать адреса обрабатываемых сайтов.


В ИС вся информация сосредоточена в одном компьютере, она поступает через один или через небольшое число портов. Это предоставляет благоприятные условия для ее обработки. Цель обработки может быть самая разная - статистика, динамика (принимаемая информация может накапливаться), извлечение новой информации, возникающей (например) из обнаруженных аналогий. Вопросы обработки требуют дополнительного исследования.

6. Оповещение.
Данная функция реализуется в полной мере исключительно в ИС. Алгоритм следующий. Пользователю известно (или он предполагает) что необходимая ему информация или ожидаемое событие в течение некоторого периода времени непременно появится, но конкретно не известно - когда и от какого источника. Он устанавливает запрос с заданными признаками. При приеме информации, удовлетворяющей этим признакам, появляется соответствующее сообщение. В Интернете такой алгоритм невозможен, т.к. для оповещения необходимо предварительно установить связь с источником ожидаемой информации. Но для этого источник должен быть известен априори, до появления события.

Схемы перемещения информации по каналам связи.
1. Центр - мониторы.
Центр здесь является инициатором и исполнителем размещения информации.
2. Клиент - центр, центр - мониторы.
Клиент направляет свою информацию в центр, который распространяет ее на мониторы.
3. Клиент - мониторы.
Клиент размещает свою информацию самостоятельно, без посредников. Центр предоставляет доступ к каналу связи и резервирует место (раздел) в базе данных.
4. Монитор - клиент.
Клиенту предоставляется возможность переписать выбранную на мониторе страницу на ноутбук, КПК или мобильный телефон.
5. Клиент - монитор, монитор - центр, центр - мониторы.
Клиенту, находящемуся вблизи монитора предоставляется возможность ввести свою информацию в монитор (из ноутбука, КПК или мобильного телефона). Далее эта информация распространяется центром на все другие мониторы.

Кроме мониторов общего пользования в дальнейшем предполагается включение в систему любых других компьютеров.

Каналы связи и способы ввода информации
1. Информация вводится "вручную" на один конкретный монитор с дисков, дискет, а также через Wi-Fi, Bluetooth или инфракрасный порт. (Центр - мониторы)
2. Короткие сообщения (500-1000 слов) можно продиктовать по телефону оператора пейджинговой связи. В настоящее время существуют два оператора - "ПТ-пейдж" и "Экском". Пейджинговый оператор пересылает сообщения по радиоканалу. Каждый монитор имеет приемник пейджинговых сообщений, настроенный на одну и ту же частоту, на один и тот же адрес. Благодаря использованию радиоканала, сразу же после звонка клиента сообщения автоматически вводятся в компьютеры и размещаются в соответствующих разделах базы данных одновременно во всех мониторах. (Клиент - мониторы.)
3. Короткие сообщения могут передаваться пейджинговому оператору также по факсу по электронной почте и как SMS - сообщения с мобильных телефонов. (Клиент - мониторы.)
4. Сообщения большего объема предполагается распространять по телевизионному каналу. Технология такой передачи использовалась фирмой "ТВ-информ". (Клиент - мониторы.
5. С телефонов, КПК, ноутбуков, имеющих Wi-Fi, Bluetooth IR, возможна передача графических и других файлов, которые обрабатываются монитором и включаются в контекст базы данных. Также возможна передача файлов в обратном направлении (к клиенту).

Рентабельность
Предполагается, что размещение информации клиента на мониторе будет преимущественно платным, а поиск и использование - преимущественно бесплатным. Однако, следует иметь ввиду, что за определенную информацию придется платить или платить за право ее распространения. Соответственно, наряду с бесплатным свободным доступом к базе данных, возможно ограничение доступа к определенным разделам. Доступ к таким разделам открывается при помощи системы персонификации с использованием электронной или магнитной карты.

Платные услуги (источники доходов)
1. Размещение краткой информации о фирме, (услуги, местонахождение, телефоны, контактные лица и т.п).
2. Подготовка и размещение на мониторе сайта фирмы (без обновления информации).
3. Подготовка и размещение на мониторе сайта с регулярным обновлением информации
4. Подготовка и размещение на мониторе личного сайта.
5. Подготовка и размещение сайта в интернете.
6. Поиск (например, в интернете) заданной клиентом информации, передача ее клиенту и/или размещение на мониторах.
7. Предоставление доступа к эксклюзивной информации.
8. Реклама на мониторе, выводимая в свободном состоянии (когда нет интерактивного пользователя).
9. Установка повышенного приоритета на информацию клиента.
10. Реклама на баннерах (рекламных вставках) в разделах базы данных.
11. Предоставление клиенту возможности дистанционного управления содержанием рекламы.
12. Реклама в бегущей строке, в том числе с дистанционным управлением клиента содержанием.
13. Подготовка и пересылка заказчику заданной тематической выборки из поступающей информации.
14. Извещение о появлении в базе данных ожидаемой информации.
15. Размещение каталога товаров для продажи и доставки (типа "Интернет - магазин")
16. Организация собственной торговли по каталогам.
17. Распространение дисков с базой данных.
18. Подготовка и продажа мониторов и соответствующей (корпоративной) базы данных заинтересованным организациям.

Состояние работ по развертыванию ИС
1. 13 марта 2006 г. установлен монитор на Коломяжском торговом комплексе (пр. Испытателей, д.2). Отработаны программы и интерфейс пользователя. Загружена основа базы данных. Проведены испытания распространения информации через пейджинговую систему.
2. В конце октября 2006 г. будет установлен второй монитор на ТК "Восток - Запад" (ул. Ильюшина, д.4-А). Место для установки выделено и оплачено, ведутся работы по окончанию строительства специального павильона.
3. Имеется предварительная договоренность об установке третьего монитора на оптовом рынке "Приморский" (Коломяжский пр., д.13).
4. Ведется работа по установлению контактов с властными структурами Санкт-Петербурга.

Работы, необходимые для поддержания и развития системы
Работы с мониторами.
1. Обеспечение бесперебойной работы каждого монитора (включение/выключение, восстановление после возможных сбоев, устранение мелких неисправностей, ввод информации с дисков и дискет).

Программы.
2. Преобразование поступающей от разных источников информации в единую форму, принятую в системе.
3. Подготовка рекламных кадров, перебираемых на мониторе в свободном режиме.
4. Подготовка баннеров и текстов бегущей строки.
5. Размещение и поддержание сайта системы в интернете.
6. Работа со структурой базы данных (с классификатором и навигацией) с целью ее адаптации к постоянно растущему объему.
7. Более полная реализация возможностей, предоставляемых JavaScript для улучшения качества и привлекательности сайтов монитора (дизайн, анмация, звук и т.д.)

Организационные работы.
8. Работа с клиентами. Привлечение клиентов для размещения информации и реализации прочих предлагаемых услуг. Оформление договоров, расчеты.
9. Расширение системы. Оформление договоров на размещение новых мониторов. Подготовка и установка.
10. Установление контактов с органами власти с целью распространения официальной информации и информации, полным объем которой и достоверность имеется только у властных структур.
11. Поиск первоисточников, приобретение полезной для системы информации. Оформление договоров, расчеты.
12. Установление контактов с информационными агенствами.
13. Работа с интернет-провайдером (размещение сайтов клиентов и сайта системы в интернете).
14. Переговоры и оформление договоров с организациями, контролирующими каналы связи.
15. Управление системой доступа.
16. Реклама информационной системы.
17. Переговоры с оптовыми поставщиками об организации торговли по каталогу.
Интернет
18. Поиск источников полезной для системы информации.
19. Поиск информации по заказам клиентов.
20. Передача клиентам информации по электронной почте.
21. Размещение копий сайтов монитора в интернете.
22. Размещение и поддержание (с ежедневным обновлением) в интернете полной базы данных.
23. Поиск сайтов для выполнения перекрестных ссылок.
Торговля
24. Продажа карточек доступа к закрытым разделам базы данных.
25. Продажа дисков с базой данных
26. Подготовка, продажа и установка мониторов по заказам организаций.
27. Торговля по каталогу (аналог интернет-торговли). В мониторе размещается каталог товаров, содержащий подробное описание, фотографии, цены с учетом доставки и телефон для заказа. Организуется доставка.
Наука
28. Исследование статистических свойств лексем для автоматической классификации ("понимания") текстов.
29. Разработка концепции и алгоритма эффективного поиска информации в базе данных.
30. Разработка специализированных алгоритмов сжатия текстов и таблиц с целью "уплотнения" каналов связи.
31. Исследование возможностей обработки разнообразной информации, имеющейся в базе данных.

Перечисленные работы могут выполняться некоторым числом самостоятельных организаций с произвольной функциональной специализацией. Для сохранения единства системы, отдельные части которой принадлежат автономным структурам, необходимо выполнение следующих условий.
1. Обмен информацией. Вся поступающая информация (за исключением эксклюзивной, адресной) доводится до каждого объекта системы.
2. Соблюдается единый формат базы данных.

Вопросы взаимодействия автономных организационных структур в рамках единой информационной системы требует более детальной проработки.

Основа реализации системы - патент РФ №2155451, приоритет 1.08.97.

17.08.2006
Ханов О.А.
В начало