| Все тексты | monitor49@mail.ru       Ханов Олег Алексеевич

Кино, театр и другие игры

Признаки обнаруживаются в сравнении. Чтобы рельефнее определить феномен театра, сопоставим его с другим, близким к нему искусством – кинематографией. Кино и театр занимаются одним и тем же - отображают эпизоды реального мира. Актеры играют роли на фоне декораций. Но на этом сходство заканчивается, начинаются расхождения.

Декорации кино сложны и подробны. Они хорошо имитируют реальность, обычно это и есть сама реальность. Место действия в течение фильма может многократно изменяться, нет принципиальных ограничений на число актеров. Возможность "фотографически" точного отображения формирует жанр документалистики, где фантазии не должны присутствовать. В соотношении эмоционального, рационального и интеллектуального в кино преобладает интеллектуальное и рациональное.

В театре действие происходит в ограниченном пространстве, в реальном времени. Из-за физических ограничений многое из того, что удается изобразить в кино, здесь обозначается символами. Декорации условны, они только обозначают место действия, это тоже символы. И для того, чтобы символы были правильно поняты, требуется определенная фантазия не только режиссера, но и зрителя. Поэтому восприятие театра должно быть сложнее, чем кинофильма, а упомянутое соотношение смещается в сторону эмоционального. Здесь более важно не «что показывают», а «как».

Творчество режиссера кино в большей степени индивидуально, чем в театре. Конечный результат зависит исключительно от него. В театре на результат могут влиять непредсказуемые факторы. Каждый спектакль - это коллективное творчество режиссера и артистов, осуществляющих его замысел. Возможны импровизации, замена исполнителей. Одно и тоже в разное время может быть исполнено по-разному. В кино ничего подобного нет. Монтаж фильма выполняется один раз, результат можно тщательно отработать, неожиданностей не будет. Если что-то получилось плохо, можно повторить и в итоге все будет соответствовать замыслу - настолько, насколько это удовлетворит создателя.

Зритель кино - абстрактный, неизвестный, неисчисляемый и невидимый. Его роль абсолютно пассивна. Напротив, аудитория театра ограниченна и зритель некоторым образом включен в действие. Все происходит на его глазах - здесь и сейчас. Он может непосредственно влиять на постановку посредством "обратной связи". По реакции зала режиссер или артисты могут вносить какие-то изменения в игру.
Некоторые театры стараются максимально приблизить зрителя к действию. Например, театр в Измайловском саду был организован так, что сцена располагалась в центре зала, а зрители - вокруг сцены. По окончании спектакля актеры перемещались в гардероб, выдавали пальто. Это должно означать, что символизм театра – вынужденный. Он готов от него отказаться и перейти к реальным действиям в реальном окружении. Театр стремится к тому, чтобы все было "как в жизни", чтобы у зрителя не было повода сказать "не верю!".

Кино не претендует и не может претендовать на "физическое" соучастие зрителя. Кино символично изначально. Двумерный экран, изображение вместо реальных людей и предметов. Разный масштаб изображения, "наезжающая камера" и другие "иррациональные" технические эффекты. Поэтому кино априорно пребывает в стороне от реальности, и далеко не всякий фильм готов ей соответствовать. Об информации сомнительной достоверности, говорят "как в кино". С другой стороны, кино, символическое по форме, может отказаться от символизма содержания, поскольку имеет возможность показывать реальные картины «настоящего». Все это переводит символизм  кинематографии в совершенно иные формы, чем в театре.

Крайней и (получается) наивысшей формой театра являются карнавальные мистерии, где все участвуют в едином действии и не очень различаются как зрители или актеры. Того же добиваются и некоторые популярные эстрадные исполнители, умеющие довести зал до полной сопричастности. Подобные эффекты случаются и за пределами театра – на стадионах, политических собраниях и т.д.

Театр принадлежит времени, в котором он существует. После окончания спектакля остаются только воспоминания о нем, иногда - кадры снятого фильма. Но театр не рассчитан на такую съемку и его фильмокопии далеки от истинного действия. В свою очередь, кинофильм вне времени. Его копии не отличаются от оригинала и могут существовать неизмеримо долго. Однако, время изменяет все остальное - жизнь, людей, их восприятие. И то, что было создано много лет назад, нетронутое временем тихо уходит в небытие.

Все, что происходит в кино или в театре, можно определить одним словом –игра. Игра в реальность. Взрослые играют, словно дети. Причины и цели этой игры разнообразны, но основная цель – моделирование реальности для ее изучения и понимания. Такова цель всякой игры, даже если она не обозначена четко  – от игры в «дочки - матери» до тренажеров летательных аппаратов или научных экспериментов. Понимание, как правило, доставляет положительные эмоции. (Это говорит о том, что любопытство закреплено эволюцией как важное свойство живого существа). Поэтому одна из целей игры актеров – положительные эмоции зрителей.

Один из определяющих признаков театра – действие происходит в искусственной, «виртуальной» среде, создаваемой из символов (моделей) объектов действительности. Но в нашем восприятии реальный объект – это тоже его модель, формируемая сознанием. В театре происходит двойное преобразование. Первое выполняет режиссер, второе - зритель. Если отвлечься от этого лишнего преобразования, если зритель воспринимает модель как живое и реальное, возникает эффект присутствия и соучастия, которого желает добиться постановщик. Способы «физического» приближения к зрителю (сцена в середине зала или постановка оперы в Египте, в окружении реальных пирамид)  - это попытки снять или маскировать одно из упомянутых преобразований. Однако представляется, что искусство и состоит в том, чтобы добиться этого символическими средствами. (Неслучайно слова «искусство и «искусственный», т.е. ненастоящий, сотворенный - однокоренные). В этом смысле, в кино слишком много «физики», и составляющая «искусство» в нем представлена меньше. Взгляд через объектив кинокамеры не очень отличается от непосредственного видения, поэтому лишнее преобразование здесь не очень заметно. В кино меньше «играют», больше  «показывают».

Преобразование в символьную форму и последующее восстановление исходного материала – это не что иное, как процесс передачи информации, причем в его самом тривиальном, «классическом» варианте. Из этого следует еще одна цель театра – передача информации. Зрителю передается то, что увидел автор. Задача режиссера и артистов – донести эту информацию, найти для нее адекватную и привлекательную форму. Исторически, театр был одним из самых первых средств массовой информации.

Модель – это неточная копия исходного объекта, в которой сохраняются важные для цели моделирования признаки. К «театральному моделированию» можно отнести любые действия, создающие некоторый образ для «внешнего употребления». В частности, подготовка к спектаклю начинается в гримерной, где создается внешний образ (модель) героя пьесы.

Способность к моделированию свойственно не только человеку, этим широко пользуются разнообразные другие живые существа. Например, как подражание и мимикрия. Очень озабочены своим внешним видом цветы – они должны быть яркими и красивыми. Животные редко могут вести себя так, как им заблагорассудится, они всегда должны играть прописанную для них роль. От внешнего вида животного, от его поведения и от того, как его воспринимают окружающие, зависит его жизнь. Здесь, на уровне растений и животных уже присутствует элемент игры и обмана. Образ для внешнего употребления создается таким, каким он должен быть в конкретной ситуации и скрываются детали, не соответствующие этому образу. Человек ничего принципиально нового (театрального) не изобретает – в своем био- и социо- окружении он, как и другие живые существа, играет заданные роли. Но если в природе такая игра исключительно рациональна – она несет конкретную функцию, вписана в жизненный процесс и является необходимостью, то человек идет дальше. Кроме необходимого и рационального, он готов играть бескорыстно, «из любви к искусству».

Театральная стихия все более захватывает общество. Фундаментальный принцип цивилизованности и воспитанности – вести себя не «как хочется», а как требуется в данной ситуации, «как подобает». Часто очень трудно отделить игру от реальных чувств и переживаний. Возможно, и сам человек уже это не слишком различает. Цивилизация театральна, она развивается и охватывает все новые сферы человеческой жизни.

Новая, многообещающая форма развития театра – Интернет. Виртуальная реальность, в которой происходят некие события. Их можно не только наблюдать в качестве зрителя, но и участвовать, оказывать на них влияние. Человек за компьютером отождествляет себя с одним из персонажей развертывающегося действия. Такое отождествление очень натурально и достигается более простыми средствами, чем это происходит в традиционном театре.

Истоки «театрального процесса» можно проследить и в самых глубинах нашего восприятия. Картины природы прекрасны. Во всяком случае, мы их воспринимаем так. Но что-то должно происходить в нашей голове, чтобы безликие фигуры, линии, частоты световых волн приняли соответствующие образы и заиграли в красочной гармонии. Более того, мы видим не совсем то, что «есть на самом деле». Чтобы образ получился целостным, нечто, сидящее внутри нас, обманывает наше сознание, искажая и сглаживая информацию, поступающую от органов чувств. Восприятие театрально.

Природа во многих своих проявлениях предстает как огромный театр. Мы привлечены сюда как участники этой захватывающей мистерии жизни.