Все тексты   (www.monitor-em.narod.ru/index3.htm) monitor49@mail.ru       Ханов Олег Алексеевич

 

Черный квадрат, как объективная реальность.

 

Произведение искусства отражает внутреннее состояние мастера или его субъективный взгляд на окружающий мир. Творчество индивидуально и уникально. Произведение и его создатель составляют в некотором смысле единое целое. Любые копии и аналоги этим свойством не обладают. Даже если технически они выполнены не хуже, имеет значение только творчество известного автора. Только то, к чему причастна «десница мастера».

 

При этом, возможно, мастер мог бы не писать свою картину сам. Известно, что некоторые фрагменты большого полотна прописывают ученики. Не получается ли здесь коллективное творчество? - Конечно, нет. Замысел, идея принадлежит мастеру, а все остальное - это техническая (нетворческая) работа. В ней могут быть свои творческие моменты, но к произведению в целом они отношения не имеют. Так, мы не будем считать причастным к созданию картины (например) изготовителя полотна. В какой мере мастер должен приложить при создании произведения "свою руку", нигде никак не регламентировано. Если он считает, что произведение соответствует его замыслу и готов под этим подписаться, мы будем принимать и оценивать результат как его авторскую работу. С одной оговоркой - автор уже должен быть известен, он уже должен иметь свое "имя" в искусстве.

 

Смысл и значение созданного в значительной мере определяется зрителями. Мастер задает тему и направление, далее работает зрительское восприятие и воображение. Обычно в картине, музыке или кинофильме зрители (в целом) видят и слышат больше, чем хотел сказать автор. Произведение задает стимулы, вызывающие вереницу ассоциаций. Эти ассоциации индивидуальны, они основаны на собственном опыте каждого зрителя, их образы и формы определяются эрудицией воспринимающего. Поэтому зритель, не имеющий собственного опыта в сфере, затрагиваемой произведением, может не увидеть и не услышать ничего. Но зрители "в целом", среди которых немало эрудированных и искушенных, увидят много больше, чем видит сам автор.

 

Из самых простых предметов и отношений можно построить сложную ассоциативную модель, наполненную глубоким смыслом, уводящим в бесконечность. (Что может быть проще, чем "Черный квадрат" Малевича?) Произведение искусства неотделимо от культурной среды, в которую оно вливается. Восприятие произведения искусства - это тоже творчество, сопоставимое с творчеством его создателя. Но без причины оно не появится.  Без соответствующей "настройки" его не будет, и как бы ни старался автор, никто его не услышит.

 

Один из побудительных мотивов возникновения такого "зрительского творчества" - представление новой работы известного мастера. В такой ситуации ожидается, что именитый художник снова поразит публику своим мастерством и глубиной своего творения. И это обычно случается. Известное имя дает соответствующий "настрой",  достаточный для того, чтобы было принято все, что предлагает мастер. Иногда, когда происходят резкие изменения в творчестве, это происходит не сразу. Но со временем обычно все "встает на свои места".

 

Окончание работы художника над своим произведением - это только начало процесса формирования его смысла и значения. Многие известные ныне шедевры далеко не сразу стали таковыми. Только по прошествии времени культурная общественность признала их ценность, иногда уже после смерти автора. Мнение "культурной общественности" в значительной мере задают представители "культурной элиты" - известные мастера, имеющие имя и признание. Их мнение имеет безусловный приоритет. Это относится как к  собственным творениям, так и к творениям других, еще неизвестных авторов. Публика непременно увидит то, что видит маэстро. Такая ситуация, конечно, несколько напоминает известную сказку. Но не в том смысле, что публика видит то, чего нет. Авторитетное мнение помогает увидеть ("раскопать") глубинные смыслы, которые не обязательно "лежат на поверхности", но, несомненно, присутствуют. Причем, не всегда сам автор осознанно вкладывает их в свои произведения - в искусство много проникает из бессознательного. Зритель додумывает то, что намечено только штрихами. Законченное произведение, никак не изменяясь, продолжает жить и развиваться вместе с той средой, в которой оно пребывает. Известный режиссер заметил однажды, просмотрев очередной раз очень старый фильм – «Актеры в нем играют лучше, чем 10 лет назад».

 

Итак, получается, что искусство и его история в большой мере субъективна и корпоративна. Это, прежде всего, последовательность имен. К появлению нового имени и к оценке нового произведения непосредственно причастны авторы, уже имеющие свое "имя" и уже состоящие в корпорации художников. Без поддержки "элиты" новому автору трудно найти признание публики. А без такого признания (или, хотя бы, интереса) отмеченный выше процесс "формирования смысла и значения", к которому публика причастна, не происходит. Новое произведение остается индивидуальным творчеством - недостаточно высоким, чтобы войти в культурный фонд. Мелким не потому, что нет глубины, а потому, что никто и не пытается ее измерить. Никто не будет пытаться интерпретировать и развивать заданные автором пунктиры. "Черный квадрат" не Малевича, а некого неизвестного автора, едва ли был бы воспринят серьезно, да и вообще принят.

 

Вывод неутешительный - первично имя автора, но не его произведение. Имя в некотором смысле закономерно (его определяет корпорация), а произведение - случайно. Выполненная работа становится произведением искусства не в последнюю очередь благодаря авторитету мнений и имен.

 

Однако если изменить ракурс, если выйти за пределы искусства и взглянуть на происходящие процессы немного со стороны, то картина получается совсем другая, а вывод противоположный - закономерно произведение, автор - случайная величина.

 

Нет сомнения в том, что история развития искусства (как и любая история) определяется своими внутренними законами, а субъективные воздействия, не соответствующие этим законам, не могут решающим образом изменить направление развития. Поэтому, каким бы не было авторитетным мнение, оно все-таки не будет принято, если не соответствует этому направлению (такое и бывает нечасто). Сама история развития требует, чтобы в данный момент появилось определенное произведение. И оно появляется. Выбор есть, поскольку творящих и творений много, а в историю и в культурный фонд попадает немногое - только то, что в наибольшей степени соответствует необходимому. Или то, что «в нужный момент оказалось в нужном месте». Все остальное отвергается, поскольку два (схожих) варианта на вершине разместить невозможно. Черный квадрат не мог появиться раньше - он появился именно тогда, когда был востребован. Двух квадратов тоже не будет.  Надо отдать должное Малевичу – он ощущал свое время. Однако если бы это было не так, непременно появилось бы нечто подобное, другого автора. Ситуация здесь похожа на то, как это происходит (например) в науке. Ньютон открыл и сформулировал законы движения. Но если бы этого не произошло, законы механики неизбежно стали бы известны. Такая случайность авторства никак не умаляет его значение. Честь и хвала Ньютону, он был первый. Его работы ускорили развитие науки.

 

В искусстве, как и во многих других областях, человек отвечает на системные запросы, будучи инструментом их воплощения. Субъективное может быть интересно и имеет значение  только тогда, когда автору удается подняться до верхних слоев  системы. Но и здесь оно должно совпадать с социальным.

Ханов О.А.         

www.monitor-em.narod.ru/index3.htm

23.03.09

По теме:

1.     Улыбка Джоконды глазами Леонардо и Фрейда. www.narod.ru/art/leo.htm

2.     Фильм Дж. Шумахера «Призрак оперы». www.narod.ru/art/po4.htm

3.     Метафизические блуждания у оснований культуры. www.narod.ru/art/ritn.htm

4.     Театр, кино и другие игры. www.narod.ru/txx/tx14.htm