Кем быть?

1964 г. Ханов О.А., 15 лет
- Конечно, радиотехником. Тема очень популярна...

Через четыре года сбылись желания - я стал радиотехником. Тогда же стали привлекать устройства - автоматы. До компьютерной эры еще было далеко, но ее смутные очертания уже проступали на горизонте. Я стал "цифровиком - схемотехником", т.е. занимался тем, что сидит сейчас где-то глубоко внутри компьютерных микросхем. С середины 80-х эту спецальность стали вытеснять микропроцессоры, я тихо сползал в программирование. Потом увлекся информационными проектами, которые привели к лингвистике и семиотике...

Оглядываясь на этот долгий путь, я вижу простую закономерность. Всегда было интересно то, что популярно. А популярным становились новое. Но это значит, что не я выбирал "Кем быть?" - меня туда несло течение времени.

1967 г. Бычкова И.А., 16 лет
Советская школа готовила своих учеников к последующнй производственной деятельности. Старшие классы были ориентированы на опредеелнную специальность, и часть учебного времени занимала производственная практика - ученики осваивали свою будущую профессию на прикрепленных к школам предприятиях.

В школе, где училась Ира, будущая специальность девочек была продавец, а предприятием производственной практики - Фрунзенский универмаг. В одном из отделов того универмага школьница Ира два года в реальных условиях осваивала профессию продавца. Но очень скоро ей стало понятно, что она будет работать кем угодно, где угодно, но только не продавцом. Школьная практика привили устойчивое отвращение к этой специальности.

1980 г.
Сережа, 7 лет.

На вопрос "Кем быть?" отвечает - буду как папа, инженером. А если из меня ничего не получится, - буду шофером, как дядя Саша.

Сергей стал инженером. К тридцати трем добрался до должности "главный инженер". Более высокой, с таким названием, вероятно и не бывает. Все получилось, как хотелось.

Последние несколько лет Сергей увлекается биологией. И вот, я уже слышу слова о том, что он ошибся с выбором специльности, надо было стать биологом. Но это так далеко от его нынешних занятий при хорошей оплате, что изменить уже что-то нельзя.

Не думаю, что здесь была ошибка. Достижение цели обозначает конец пути и начало нового маршрута. По словам поэта, в такие периоды ощущается "Вкус бесполезности побед и опыт достиженья цели".

2011 г.
Дима, сын Сергея, 11 лет.

- Я хочу прославиться. Буду математиком, великим математиком. А прославлюсь, когда смогу победить бесконечность.
Мне не нравится бесконечность, я хочу ее отменить.

Я удивляюсь. Бесконечность, она же вечность, манит как невозможное, но очень желанное. Убого - конечное, а бесконечность - высока! Религия, Бог, вечное блаженство - там, за пределами бытия. И вдруг - "Я этого не хочу!". С трудом понимаю смысл, но мне кажется, он таков - "Я не хочу того, чего никогда не смогу понять. Такого не должно быть, оно не имеет права существовать, и я докажу это когда-нибудь!". Что ж, я могу пожелать ему успехов в достижении цели.

Записал: Ханов О.А. 28.04.2011
В начало