Азъ Есмь

Самоидентификация
Где кончается мое "Я" и начинается нечто другое, не мое?
- Несомненно, мое физическое существо, моя "телесная оболочка" составляют основу этого понятия. Но даже в этом простом основании есть вопросы и неопределенность. Нельзя сказать, что я - это моя голова, руки, ноги, мое сердце. Нет, мое физическое я - это некоторый образ, облик, совокупность разных элементов, с размытыми границами, подвижный. Сегодня я имею короткую прическу, темный загар, отпустил бороду. Через некоторое время я буду выглядеть иначе. Какие признаки определяют тот самый мой уникальный неповторимый образ?

Можно, конечно, определить мое физическое существо как систему жизненно важных органов, без которых мое существование невозможно. Но медицина теперь может многое, она может поддерживать жизнь долго, заменяя или дублируя элементы. Какое имеет отношение ко мне, то, что мне удалили или то, что в меня внедрили? Чужое сердце, пересаженное мне, становится моим? Оно становится частью моего Я? Если так, то мое физическое Я - это группа элементов, вовлеченных сегодня, сейчас в процесс поддержания моей жизни. Завтра я буду другим, совсем не таким, каким я был вчера. Можно ли сопоставить мое сегодняшнее Я с тем, которое будет завтра?
- Можно, конечно можно. - То, о чем мы сейчас говорим - это структура, это сложная система, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих ее отдельных элементов.

Все усложняется, когда мы вводим в понятие "Я" свой разум, сознание, интеллект. А мы его не можем не учитывать, потому что человек есть симбиоз духовного и физического, и во многих случаях именно интеллект определяет человека. Я - это мои мысли, мои воспоминания, мое восприятие и мое отношение к тому, что меня окружает. Есть некая копия реальности, сложившаяся в моем сознании, на основании которой я могу жить, принимать решения, действовать. Сама реальность - субстанция внешняя по отношению ко мне, но ее копия - несомненно определяет мое Я, поскольку определяет мое поведение. Копия, естественно, не может быть точной. Хотя бы потому, что она не может включать в себя бесконечное многообразие реальных элементов и состояний. Мы создаем свой упрощенный замкнутый образ окружающей действительности, и этот образ иногда может очень отличаться от самой действительности и, соответственно, вызывать поведение неадекватное. Каждый человек живет в своем мире, и хорошо, если этот мир имеет много общего с тем, что его окружает.

Экспансия индивидуальности
Мои представления - это внешние влияния, создающие образы внутри моего Я. Но есть и обратные движения - экспансия внутренних представлений во внешний мир. Безуспешными при овладении внешним миром будут попытки влиять "издалека" на то, что чуждо мне, что мне не принадлежит, когда я сам не готов перейти в этот другой мир и остаться в нем. Потому что "светить можно только сгорая", и если я не готов к самоотречению - не буду принят там.

Когда я пытаюсь нести свое слово, знания, мысли в сферы, чуждые мне, есть в этом нечто искусственное, ненастоящее. Мир предстает как большой театр, в котором я, маленький актер, играю свою роль. Даже если роль моя интересна мне, и в эту игру я вкладываю всю душу свою, силы свои - так, что уже не отличаю себя от персонажа, то все равно закончится пьеса, и я уйду, вновь стану самим собой, другим - не тем, кому сейчас аплодирует зал...

Есть другой пример - Великий проповедник, которому в какой-то мере удалось донести свою истину. Христос проповедовал среди людей, и оставался таким же человеком до самой смерти. Он после вознесения стал Богом.

Слово Его донесли до нас ученики и последователи. Открываю Книгу, читаю.
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвол звучащий.
Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею - нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестанет быть, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится."

(1-е Коринф., гл.13)
Апостол Павел как способ одоления противоречия между внутренним и внешним, между словом и воплощением, называет Любовь.

..Если я утверждаю свою отстраненность, если я не могу растворить себя в чем-то ином, отличном от меня, то все мои действия, все мои способности и мои познания теряют смысл, поскольку они не имеют никакого значения за пределами моего существа. Потому что я конечен, а преходящее не имеет продолжения за пределами моего времени и моего пространства.

Уходящая жизнь растворяется во времени, становится зыбкой, изменчивой. Стираются подробности, постепенно искажаются контуры ушедших событий, а в памяти вырастает нечто новое, чего и не было вовсе там, где был когда-то я. И, наконец, все уходит в небытие, не оставляя никаких следов, никаких воспоминаний...

Исчезающее единичное не имеет продолжения и значит, лишено смысла, и сомнительно его существование.

Бог есть любовь
Если я сознаю себя неотъемлемой частью единого целого, которому готов доверить свою жизнь, свою судьбу, то это целое - тоже я. Такое вхождение моего Я в другое, не мое, обозначается словом "Любовь". Любовь - это обладание. Но такая форма обладания, которая ближе к единению, когда стираются границы между мной и объектом моей любви. Высшую форму такого единения являет троица, где разные сущности едины, неслиянны и неделимы.

Любовь как и всякое иное положительное качество предполагает приложение некоторых творческих усилий для освоения того, что пребывает за пределами моего Я. Безразличие, переходящее при столкновении интересов в ненависть - первичны. Любовь, как их преодоление - вторична. Так, мрак и тьма - естественны и изначальны. Свет, одолевающий тьму, требует действия, движения, энергии. И значит, свет вторичен. Но свет - это символ блага, добра и любви, сопричастности к Богу. Мрак - это нечто обратное. Зло, темные стороны души, преисподняя, тартар. И значит, Бог тоже вторичен, как и любовь. И в этом преодолении индивидуального можно увидеть отблески божественного света. И можно принять христианское "Бог есть любовь".

По представлениям современной физики место локализации мельчайшей частицы материи - вся Вселенная. Об этом же рассуждал философ С.Булгаков. И писатель Э.Хеммингуэй говорил о том же, другими словами: "Не спрашивай, по ком звонит колокол - колокол звонит по тебе". Любовь - это нечто большее, чем человеческое чувство, это глубинное свойство Вселенной. ("Любовь никогда не перестанет быть, хотя языки умолкнут..."). Христианское "Возлюби ближнего как самого себя" - это призыв пониманию и признанию существующего порядка вещей. Верующий соединяется с Богом, Бог - с другими "ближними". Так через любовь происходит единение человека и человека, единение с Богом.

Возникновение индивидуального - качественное усложнение материи. Преодоление индивидуального - восхождение на новую ступень.

Атрибут неслиянности земной любви
Единение невозможно без размежевания, иначе это будет поглощение и уничтожение. Признак неслиянности не менее важен, чем другие признаки. Частное должно сохранить свое индивидуальное, не входящее в противоречие с общим. Неслиянность обязательна, иначе теряется смысл обсуждения вопроса о взаимоотношениях. Переходя к понятию "Любовь", определяем как ее важнейший признак - уважение личного, индивидуального, тайного, автономного.

Есть заблуждения в понимании сущности любви, нарушающие принцип неслиянности. "Я дрожу при мысли о свободе..." - говорит любящая девушка у О. Уайльда. Она готова растворить себя в любимом всю, без остатка. Жизнь ее уже не принадлежит ей самой, она неинтересна, безразлична и даже тягостна. Другое заблуждение - тоже самое, но с другой стороны. Это проявление крайнего эгоизvа в стремлении растворить другого в себе, полностью лишить человека личной свободы. Как и в первом случае, человек здесь должен исчезнуть бесследно, без возникновения новой сущности, каковая и есть любовь. Любовь есть уход от замкнутого индивидуального к тонкой автономии, не разрушающей единство целого.

..Так, в поисках своего "Я" мы приходим к парадоксальному выводу. - Только объtдинив себя с тем, к чему устремляешься, можно достигнуть самоутверждения. Но это будет уже другое.

2000 г. (Версия 28.10.2011)
Ханов О.А.
В начало