О сущности времени и о научных фантазиях.

29.12.2010 Ханов О.А.
Комментарий к статье А.М.Анисова "Свойства времени"
(http://khazarzar.skeptik.net/books/anisov02.htm)

Впечатление о сущности времени (в т.ч. по материалу статьи) складывается такое, что вопрос отнюдь не в математике или в физике, а в интерпретации известного и наблюдаемого. И если это так, то другие модели имеют право на существование. Подобно упоминаемым в статье моделям солнечной системы Аристотеля и Птоломея. Одна из них соответствует наблюдаемым "фактам", но сложна для математического описания, другая математически проста, но требует некоторых усилий для образного представления.

Гипотеза, изложенная в заключении, интересна. Действительно, модель, предполагающая "течение" времени более компактна, чем модель "многомерного времени", в которой координата "время" не отличается от пространственных координат. Поскольку не только живая природа, но и все бытие стремиться к минимальным объемам, усилиям, движениям, она более вероятна. С другой стороны, эта модель более компактна с точки зрения занимаемого объема, но может оказаться менее оптимальна по другим параметрам.

Как оказалось, в моем замечании на рецензию к статье "Прошлое и другие формы времени", приведенный парадокс некоторым образом оппонирует "третьему свойству", согласно которому число предикатов события с течением времени сокращается, в пределе - до нуля.
/Со временем прошлое наполняется множеством неизвестных ранее деталей. Например, об античности мы знаем сейчас много больше, чем в Средние века или даже в эпоху Возрождения. (Знаем все, что было известно тогда плюс результаты более поздних исследований и находок)./
По поводу свойств "необратимость" и "течение" времени могу предложить (еще одну) "фантазию". Предположим, что время мгновенно переместилось на 20 лет назад. Как мы сможем обнаружить сей факт, если это "новое" состояние абсолютно ничем не отличается от того, что было при первом прохождении этого момента 20 лет назад?
- Никак!
Для того, чтобы можно было идентифицировать движение времени из будущего в прошлое, это "прошлое" должно быть другим, не тем, что было "на самом деле". В нем должны присутствовать следы того будущего, из которого оно "выпрыгнуло". Но тогда мы должны говорить не о движении в прошлое, но о театральной постановке на тему "20 лет тому назад". Из этой модели следует, что движение "физического" времени не наблюдаемо. Мы не будем замечать его прыжки из прошлого в будущее и обратно, не заметим ничего странного, даже оно прекратит свое движение, застынет на каком-то "прекрасном мгновении".

Но это значит, что мы наблюдаем нечто иное, чем время физическое. В своей статье Анисов предлагает определения, более адекватные нашим представлениям.

Если же говорить о "театральной постановке", это ремесло прогрессирует быстро и быть может когда-нибудь достигнет такого состояния, когда реальность и ее отображение не будут различаться, что сделает возможным любые путешествия по пространству-времени.
29.12.2010 Н.Старорусский
...Мы оба понимаем, что вопросы о времени - самые глубокие из всех возможных и переплетаются с вопросом о бытии как таковом. В том-то и дело, что время - это проблема философская, а физика, биология, психология - лишь частные добавки. Сами понятия - существовать, быть, реальность трактуются очень по-разному, имеют разные значения, что путает дело. Но, видимо, неизбежно - нет более общих понятий.
...Настоящие философы в известной мере похожи на барона Мюнхаузена - это без иронии.
30.12.2010 Ханов О.А.
Бесконечность - terra incognita, наука (как понимаю) еще только приступила к освоению этого пространства (представлений о нем). Сопоставить мощности двух бесконечностей - событий и циклов времени, я думаю трудно, поскольку второе пока еще из области фантазий.

Сравнение "настоящих философов" с бароном Мюнхаузеном кажется удачным, несмотря на то, что фантазии этого персонажа "не опускались" до согласования с логикой или фактами. Можно привести примеры из истории науки, подтверждающие допустимость такого подхода.
* Корпускулярно-волновой дуализм достаточно абсурден, для него нет подходящего образа-модели в доступной нам реальности. Но ныне он принят как факт, в котором уже никто не сомневается.
* Фантазии Эйнштейна объяснили факты, но плохо укладывались в логику имеющихся на тот момент знаний. Это не помешало им стать общепризнанной теорией.
* Советская наука исключала фантазии, опиралась только на разум, строго подчиненный логике. Итог известен - Эйнштейн был признан (без оговорок) только в начале 60-х годов, вместе с кибернетикой и генетикой. Самые большие "идеологические" возражения заключались в том, что все эти теории не слишком строгие, т.е. не научные, и содержат много ничем не подкрепленных фантазий (генетика кроме того связывалась с расизмом и фашизмом).

Наука не может существовать без фантазий, именно с них начинается понимание окружающего мира. Столкновение с логикой и новыми фактами преобразует старые и пробуждает новые фантазии. Когда-то по поводу истории я записал такие слова: "Историки пишут романы с хорошим концом...". Кажется, для других наук они тоже справедливы.

"Размывание" прошлого вызывает внутренний протест, который побуждает фиксировать моменты уходящего времени.
<< В начало