Рационально об иррациональном

Кто на поверку,
Разум чей
Сказать осмелится: "Я верю"?
Чье существо
Высокомерно скажет: "Я не верю"? ...
В него,
Создателя всего.
Опоры
Всего: меня, тебя, простора
И самого себя?
Или над нами неба нет,
Или земли нет под ногами
И звезд мерцающее пламя
На нас не льет свой кроткий свет?
Глаза в глаза тебе сейчас
Не я ль гляжу проникновенно,
И не присутствие ль вселенной
Незримо явно возле нас?
Так вот, воспрянь в ее соседстве,
Почувствуй на ее свету
Существованья полноту
И это назови потом
Любовью, счастьем, божеством.
Нет подходящих соответствий,
И нет достаточных имен,
Все дело в чувстве, а названье
Лишь дым, которым блеск сиянья
Без надобности затемнен.
     (В.Гете, Фауст)
___________
Примем несколько аксиом, не обсуждая вопрос их адекватности или соответствия каким-либо принципам или учениям.
1. Существуют два мира - идеальный и материальный.
2. Человек обладает сознанием, присутствует и действует в материальном мире.
3. Идеальный мир - обитель Бога.
4. Бог имеет доступ ко всей информации, проходящей через сознание человека и способен влиять на эту информацию.
5. Бог не воздействует на объекты материального мира непосредственным образом, не нарушает законы физики (чудеса не происходят).
6. Бог есть причина и цель развития материального мира - "начало и конец".

Попробуем сделать выводы из таких аксиом.

Поскольку Бог воздействует на сознание, человек может косвенно ощущать Его присутствие и предполагать существование некой потусторонней воли. Так проявляется непосредственное познание Бога - через "ощущение". Другая форма познания - логика, - когда идея Бога возникает формально - в конце длинной цепочки рассуждений о свойствах материального мира - при достижении его начала или его конца. Так происходит познание Бога, и оно не отличается от познания человеком окружающего мира. Сомнения здесь может вызывать "ощущение Бога" - оно не каждому дано. Но ощущения материального мира у разных людей тоже различаются.

Как форму воздействия Бога на сознание можно принять интуицию и внутреннюю уверенность в каких-то вопросах, по которым нет достаточной информации и не получается логическое решение. Сюда же можно отнести проявление воли для совершения ничем не оправданных действий.

По аксиоме, Бог не только воздействует на сознание, но происходит обратный процесс - Бог считывает информацию, доступную человеку. Вместе с человеком Бог познает материальный мир. Познанием материи занимается физика, познанием Бога - религия. Бог, познающий через человека материальный мир, через религию познает себя. Получается, что религия - это самопознание и "самоощущение" Бога. Для человека - это еще и преодоление собственной индивидуальной замкнутости, преодоление границ между внутренним и внешним, между собственным и другим.

Самопознание есть не что иное, как взгляд со стороны на самого себя. Но для этого надо выйти за пределы собственного сознания. Аналогично, самопознание Бога требует выхода в иные сферы, где (возможно) и располагается религия. Получается, что религия необходима Богу также, как и человеку, - через нее происходит самопознание этих двух сущностей.

Итак, религия дает индивидуальному сознанию выход в идеальный мир. На определенном этапе эволюции оформление и ощущение индивидуальности стало большим шагом вперед в развитии материи и привело к возникновению сознания. Но преодоление индивидуального - это еще один большой шаг в том же направлении. - На пути к "сверхсознанию".

Христианская любовь, знаменующая выход за пределы индивидуального - нечто большее, чем ощущение Бога. Это не только восхождение к Богу, но и обратное нисхождение через Бога к другому человеку. Это процесс с "двусторонней связью".

Если индивидуальное сознание замкнуто и нет никакой возможности для непосредственного контакта с другими (без выхода на материальные носители информации), Бог выступает как посредник, как связующее звено между замкнутыми индивидуальностями, обеспечивая взаимодействие между ними без выхода на материальные носители информации. Т.е. (в некотором смысле) Бог имеет социальную функцию. Человек, в свою очередь, - посредник между Богом и материей. Материя, Бог и человек в результате этих процессов стремятся к образованию единой сущности. Через человека происходит объединение двух миров - идеального и материального.

Для актуализации представления о всемогуществе Бога, подконтрольный ему человек должен иметь власть над миром.
- К чему история стремится, с заметным ускорением.
(27.06.1997)
В начало