Все тексты   (www.monitor-em.narod.ru/index3.htm) monitor49@mail.ru     Ханов Олег Алексеевич

Коммунистическая идея.

1. Эскизы теории.

Дальние цели коммунизма близки концепции академика Вернадского, которая предполагает, что в процессе дальнейшего развития материи биосфера перейдет в ноосферу, - сферу разума.

Религиозно-философское направление, получившее название "русский космизм" возникает в конце 19 века из православного опыта. Суть его - представление о размытых границах между духовным и материальным и о единстве всего сущего ("всеобщий коммунизм бытия"). Религия всегда подчеркивала приоритет духовного, считая материальный мир вторичным, преходящим и ущербным. Космизм, снимая неодолимые границы, возвышает тем самым тварное, наделяет его признаками божественного, снимает с него налет ущербности. С другой стороны, считая материальное не причиной, а продолжением духовного, сохраняя при этом за духовным безусловный приоритет, он тем самым лишает материальное вообще какого-либо значения и внимания, ибо достаточно сосредоточится на главном, "а остальное приложится". Все это соответствовало русскому миропониманию, в котором "смысл счастья носит отличный от западного - не материальный, а более духовный характер".

Коммунизм стал естественным продолжением русского космизма. Целью человечества объявляется "царство Божье на Земле". Если русский космизм принимал представление о взаимопроникновении божественного и земного как реальность, то коммунизм принимал "одухотворение материи" в качестве основной своей цели.

Человек рождается как существо материальное. И только в процессе воспитания и обучения он становится разумным, причастным к духовному. Коммунизм не признает существование "чистого разума" - Бога, "одухотворяющего" материю, без чего она мертва и бессмысленна. Он уповает на человеческий разум, который способен воздействовать на природу. Основоположник коммунизма, К.Маркс, сказал об этом так: "До сих пор философы объясняли мир, пришло время его изменять". Материя первична, но через человека она должна перейти в свое высшее, духовное состояние. В этом цель развития человека. В этом направлении должны быть сосредоточены усилия государства, выполняющего в осуществлении цели организующую роль.

Принятая коммунизмом задача целенаправленного одухотворения материи стала причиной резкого отрицания религии, провозглашающей изначально существующим то, что для коммунизма только конечная цель. Впрочем, в формулировках целей можно найти совпадения. Для религии это преодоление материи, возвращение к "чисто духовному" состоянию, для коммунизма - преобразование материи для ее перехода в "духовное состояние". Т.е. здесь речь идет о разных интерпретациях сходных устремлений при несовместимых начальных условиях (цель одна, но дороги разные). Чем ближе ситуация к начальным условиям, тем далее они отстоят друг от друга, где различаются до антагонизма, но по мере приближения к цели, противоречия должны сглаживаться.

Надо заметить, что "Одухотворением материального" всегда занималось искусство. Т.е. оно по-своему занималось тем, что коммунизм считал своей глобальной целью. Поэтому искусство (и более широко - культура) не могли не быть под контролем государства, принявшего на себя задачу строительства коммунизма. Тем более, что культура важна для воспитания человека, что в общем контексте тоже имело государственное значение. Для государственнного управления всегда необходима формализация процесса. В качестве эстетических канонов принимается определенный набор классических произведений. Вновь создаваемое должно удовлетворять двум критериям - эстетическим (соответствовать классическим нормам) и идеологическим - способствовать продвижению к коммунизму. Произведение искусства не имело права быть эстетически безупречным, но безыдейным.

Итак, к основным коммунистическим принципам следует отнести: приоритет духовного, стремление к знаниям, приобщение широких народных масс к искусству, пребывающему под идеологическим контролем.

2. Советская практика.

Я родился в 1949-ом году, под "знаменем марксизма-ленинизма", и дальнейшее изложение будет посвящено (в основном) советскому воспитанию, с которого началась моя жизнь, и продуктом которого я был и (естественно) остаюсь до сего времени.

"Основным законом" коммунистической этики следует считать "Моральный кодекс строителя коммунизма", который был принят на 22-ом съезде КПСС в 1961-ом году. По воспоминаниям одного из авторов этого документа, в его основу были сознательно положены 10 библейских заповедей, трансформированные в соответствии с другими исходными постулатами. Изменения формулировок и акцентов связаны с тем, что на место Бога в качестве "высшей цели, судьи, блага" ставилось общество, государство. Если считать государство инструментом божественного провидения, то такая замена не является принципиальной. Поэтому основы советского воспитания не входили в противоречие с тем, что существовало с давних времен и прочно укоренилось в сознании народа.

В соответствии с принципом поступательного движения от материального к духовному, советская пропаганда как заклинание повторяет слова В.И.Ленина, обращенные к молодежи - "Учиться, учиться и учиться". Революция случилась в отсталой неграмотной стране, поэтому первая задача - ликвидация безграмотности - "ликбез". И есть еще один тиражируемый лозунг: "настоящим коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием тех богатств, которые накопило человечество".

В материальной сфере задачей коммунизма было обеспечение необходимого минимума с последующим переходом к удовлетворению "достаточных" потребностей. Но и здесь преобладали "космические приоритеты". Материальные потребности человека легко приносились в жертву крупным проектам преобразования материального мира. Ощущение безграничных возможностей в этой сфере подкреплялись результатами реальных достижений. (Слова из советской песни: "Мы русла рек изменяем, в тайге города встают..."). Для этого тоже нужны были знания. Поэтому развитие науки стало парадигмой советского государства. Число НИИ и научных работников превышало масштабы любой другой страны. При невысокой эффективности, наука была в почете. Не только по причине ее важной роли в соперничестве двух военно-политических блоков, но и потому, что она была нужна для воплощения стратегических целей этого государства

С принижением материального, поощряется бытовой аскетизм и порицается красивое, удобное, стильное, - только самое необходимое должно оставаться для личного потребления. В конце 50-ых сила советской пропаганды была направлена против стиляг, которые искажали образ советского человека и представляли реальную угрозу для движения в принятом направлении. Стиляги - это люди, которые стремились модно и красиво одеваться, отрицали классическое искусство, не принимали аскетизм. Для того времени это были бунтари, ниспровергатели, революционеры. История подтвердила необходимость борьбы с этими пассивными ниспровергателями. Через несколько лет, уже на Западе, возникли мощные молодежные культурные движения, которые превратились в политические, и затем стали большой проблемой для западных демократий. Советские стиляги, никак не связанные с западными "хиппи", по многим признакам были их предшественниками.

Как бы мы ни относились к состоянию советского государства (особенно, в сравнении с тем, что было тогда за "железным занавесом"), едва ли можно отрицать, что по абсолютным показателям 50-60-е годы 20-го века были периодом поступательного развития, предшествовавшего так называемому периоду застоя, начало которого следует отнести к 70-ым. Первое послевоенное поколение сформировалось на основе социалистических принципов, для проявления и внедрения которых в сознание в это время оказались наилучшие условия за весь послереволюционный период.

Небольшой экскурс в историю.
20-е годы - становление, неустойчивость, военный коммунизм, НЭП, начало коллективизации.
30-е - ускоренная индустриализация, сталинские репрессии
40-е - разрушительная война и восстановление хозяйства

Советские люди, чья молодость пришлась на относительно спокойные 50-е - 60-е годы должны были стать эталоном советского человека, наилучшим воплощением целей советского воспитания, сознательными проводниками и исполнителями коммунистической идеи.

К тому времени государство уже могло предоставить благоприятные условия для обучениям разного уровня. Существовала развитая система начальных и средних школ, школ рабочей молодежи (ШРМ), профессионально-технических училищ (ПТУ), техникумов и ВУЗов. В планах был переход от обязательного среднего образования к всеобщему высшему.

Народ учился. В самых разных слоях населения родители старались дать образование своему ребенку. "Ученье - свет, а неученье - тьма" - это тоже советский лозунг.

Какие же были следствия этого процесса?

В большинстве своем народ, получивший хорошее образование, пополнял оппозиционный слой советского общества. Оппозиционные настроения, усиливаясь и расширяясь, в конце концов, привели к падению советской власти. Попробуем назвать причины этого явления, явившего противоречие между заявленными целями и результатом их исполнения.

Образованный человек не готов принимать простые лозунги, он склонен к анализу, чтобы понять причины - почему должно быть именно так? Даже очень легкий анализ советской действительности выявлял чудовищное расхождение между описанием явления и его реализацией, что воспринималось однозначно - как ложь, обман. И так было во всем. Особенно огорчало несоответствие заявленных и принятых моральных норм сложившейся практике. К концу существования советского государства расхождение теории и практики стало уже настолько очевидным, что для своего обнаружения не требовало особых знаний и искуства, - уже мало кто верил в возможность реализации коммунистической идеи.

Обретенные знания открывали новые горизонты, пробуждая потребность к новым знаниям. В гуманитарной сфере, это стремление быстро упиралось в границы, за которыми располагались знания, входившие в противоречие с основаниями коммунизма. Такие знания оказались под запретом.

Пути к "достижению высоких целей" могли быть разные - от мягкого до очень жесткого. В советской практике получился жесткий вариант, суть которого выражалась словами известного лозунга "Железной рукой загоним человечество к счастью!"

Жесткий вариант требовал подтверждения лояльности режиму по самым разным большим и малым поводам. Через предприятия, которые были все под контролем государства, требовалось участие каждого работника во всевозможных кампаниях, от которых нельзя было уклониться, - иначе можно было потерять все.

Постоянная ложь, принуждение ко лжи со стороны власти создавало нездоровую атмосферу и порождало стремление найти выход из этого состояния. Т.е. основная причина антисоветских настроений - абсолютное несоответствие заявленных целей сложившейся практике, в то время как попытки найти пути изменения ситуации решительно пресекались. Советская пропаганда, пытаясь совместить несовместимое, тоже была вынуждена лгать, что становилось все более очевидным. Некоторые пытались объяснить несоответствие трудностями роста, иные принимали как данность, но многие отвергали советскую систему. Это отрицание, в свою очередь, вызывало полное априорное отрицание всего, что исходило от власти, отрицание коммунистической идеи, и провоцировало повышенный интерес к противоположному - к жизни за "железным занавесом". Со своей стороны, власть делала все возможное, чтобы оградить советского человека от этой информации.

Таким образом, получилась парадоксальная ситуация. По мере осуществления своих собственных целей по части образования, советское государство формирует и расширяет слой граждан, оппозиционно настроенных по отношению к этому государству и его целям. Вместо идеального советского человека к началу 80-ых вырос народ, утративший веру в коммунизм и с надеждой на прогресс взирающий на запад.

Такая ситуация не является исключительной.
Вспомним Царскосельский лицей, для поступления в который очень придирчиво отбирались ученики и преподаватели. Лицей был призван формировать элитарный слой для поддержки и возвышения существующей власти. Цель была, казалось бы, достигнута - выпускники лицея вошли в круг "интеллектуальной элиты". Но многие из них оказались в рядах декабристов, попытавшихся низвергнуть эту власть.

Другой пример - теория Маркса, согласно которой капитализм формирует рабочий класс, при достижении зрелости он становится "могильщиком капитализма".

"Могильщиком социализма" стали воспитанные им интеллектуалы.

Ханов О.А.
21.11.2011
Люди     Объекты     Годы     Темы     В начало