Рациональная эволюция. Индивидуальность

Если бы время жизни особи не было задано генетически, то численность популяции определялась бы исключительно случайными причинами . Для сохранения вида всегда необходимо восполнение выбывших организмов, причем в объемах сообразно ресурсам, иначе избыток погибнет или его придется уничтожить.

Если время жизни существа будет определяться только внешними причинами, поддерживать баланс числа особей станет трудно, поскольку случайные внешние обстоятельства могут меняться в широком диапазоне, но при этом всегда надо быть готовым к самым неблагоприятным условиям.

Смерть, "прошитая" в генетическом коде, имитирует агрессивную среду, в которой постоянно гибнет существенная часть вида. В такой среде можно существовать лишь с определенным (высоким) уровнем рождаемости. В таких условиях "большие потери" естественны и привычны, рядовые случайные факторы тонут в "плановых" потерях. К ним популяция всегда готова, - независимо от внешних условий она постоянно штампует в необходимом количестве новые копии.

Человек - существо особое. Едва ли эволюция предполагала, что процесс отклонения единичных копий от нормы зайдет так далеко, что элемент со стандартными признаками превратится в индивидуальность. Смерть безликого ничего не значит, но устранение индивидуальности может нанести заметный ущерб системе. Возможно, вопрос о бессмертии когда-нибудь встанет перед эволюцией. Тогда ей придется найти и обезвредить гены, отвечающие за ликвидацию организма, которые когда-то она сама вплетала в генетический код. Но непременным условием такого развития должно быть возвышение и упрочение индивидуальности, ее заметный отрыв от "средней массы", иначе не будет в том "эволюционной целесообразности". Таковая появится, когда каждый человек будет способен оказать заметное влияние на "мировой процесс". Некоторый пример такого состояния ("человеко-бог") дают известные культы личностей, которые, однако, скорее театральны. Эти искусственные образования относятся к символу, но не к человеку, играющему такую социальную роль.

На данном этапе развития, индивидуальность не имеет большого самостоятельного значения, есть только слабые предпосылки к тому, чтобы когда-нибудь обрести его. Возможно, этого и не случится, а место "Человека разумного" займет (или уже занимает) "Человек социальный", способный воспринимать и усиливать разные (иногда противоречивые) "системные влияния", претендуя, однако на собственное авторство. Сейчас, как правило, индивидуальность - не более чем казус амбициозности. Но, поскольку понятие привлекательно, у него есть шанс.

05.04.2012
В начало