<< Все тексты      В начало monitor49@mail.ru     Ханов Олег Алексеевич

Записки молодого человека (1975-1979).

27.07.1975. Фильм "Романс о влюбленных".
...прекрасный мир, в котором герои, их поступки, их отношение к происходящим событиям идеально. Даже события трагические, преломляясь в сознании, приобретают величественную окраску. Ничто не может нарушить гармонию этого мира. Восприятие его героев сходно с восприятием эпикурийцев. - Наслаждаться жизнью, видеть красоту во всем, принимать трагическое как неизбежное. - Не отрицая, не отметая, не забывая, но преображая. Нам предлагают другими глазами взглянуть на окружающее - и увидеть счастье и красоту в том, мимо чего мы, не останавливаясь, проходим. Наше счастье зависит не столько от того, что нас окружает, но более всего от нашего к нему отношения.

Авторы подчеркивают идеальность происходящего, всю условность его отождествления с жизнью. Для контраста, во второй части нам показывают мир, в котором мы живем, с чудовищным реализмом. Сопоставление печально.

24.12.1978 Добро и зло
"Нет праведника на земле такого, который благо творил бы и ни разу не согрешил". Вероятно, справедливо и обратное - "Нет грешника такого...". В любом человеке можно обнаружить все. Сквозь любые пласты грубости, тупости непременно можно добраться до того, что определяет "человеческое" в человеке. Ибо, он должен быть таков же, как ты сам. Потому, как по одному образцу скроен и единой наделен душой. И если переворошить собственную душу - не найдешь ли там те же черты, скрытые и подавленные, но способные иногда проступать наружу. Наблюдая зло, - не становится ли обидно или страшно за себя - ты тоже человек, и, значит, при определенных условиях тоже способен на это.

08.01.1979 Приоритеты времени
Человек может жить прошлым, настоящим или будущим, у каждого свой акцент.
Живущий будущим живет духовной жизнью. Мысль о цели - содержание жизни. Стремление к цели выше ее достижения. Обычно цель недостижима и нереальна. К ней можно стремиться всю жизнь и, не достигнув ее, быть все-таки счастливым.
Живущий прошлым тоже далек от реальности - вместо жизни есть воспоминание о ней. Но воспоминание даже о самой яркой, о самой насыщенной жизни грустно. И тем более, если когда-то был счастлив. Но, все же, ностальгия - одно из самых прекрасных состояний. Какими бы щемяще-грустными не были воспоминания, они приятны.
Живущий настоящим может и умеет радоваться каждой минуте, он счастлив втройне. Это прекрасное состояние перерастает в память о сегодняшнем дне и оно сопровождается ожиданием завтра.

27.03.1979. Северодвинск. Вечер, гостинница, одноместный номер.
...горит настольная лампа, тихо и пусто. Я неподвижен, а мысли неслышно скользят сквозь сознание. Меняются сцены, события, проходят люди...

- Что это, сон? - Я вижу, но не чувствую, говорю, но не слышу слов.
- Тождественны ли эти образы тем, что являлись мне в прошлом "во плоти"? - Ведь это сейчас только воспоминание, мысль.
- Останутся ли в памяти эти нынешние дни, столь бездеятельные? И что значит - "Жить"? - Действовать? Чувствовать? Мыслить? Вспоминать?

28.03.1979 - И все-таки, - чувствовать.
Мыслить можно будет потом, когда все пройдет, когда останется только воспоминание о жизни. К тому же, чувство, - это тоже ипостась мысли.

...Юноша полон любви. Ее так много, что она не обладает большой избирательностью, ее хватит на всех. Его чувства обострены до предела. Обыденное явление внешнего мира способно вызывать восторг. Восторг беспричинный и неосмысленный, влечения смутные и ненаправленные...

Потом, в зрелом возрасте, человек чувствует иначе. Здесь примешивается мысль. Чем больше мысли, тем меньше остается на долю чувств. Вообще, жизненный процесс - процесс поглощения чувства мыслью, и его естественный конец - чистая мысль, только мысль и ничего больше. Человек рождается из чуства, и в конце концов превращается в мысль.

Т.Манн. "Смерть в Венеции"
- Рассказ о любви старика. Акт любви - созерцание, перемежаемое отвлеченными рассуждениями.

"Дафнис и Хлоя".
- Рассказ о любви очень юных. Стихия чувств, единение с природой. И это единение сродни отвлеченным рассуждениям старика, его созерцание сродни чувственному единению юноши и девушки.

Чем старше человек, тем более он возвышается над материальном миром, постепенно удаляясь от него. И, наконец, смерть, - переход в имматериальное.

1979. Курочка Ряба. Русская народная сказка.
Жили были дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Курочек держат в доме с целью известной - они несут яйца. Курочка Ряба делала это исправно, никаких нареканий не было.
И вот однажды случается чудо - Снесла курочка яичко. Непростое яичко, золотое.
Ни дед, ни бабка не смогли оценить того, что здесь у них произошло. Они пытались употребить этот подарок как обычное яйцо.
Дед бил, бил - не разбил, баба била, била - не разбила.
Это оказалось не яйцо. Это было что-то на него похожее. Его изображение, макет - в золоте, красиво. И обращаться надо было с ним совсем не так, как обращаются с яйцом обычным, не надо было бить его, разбивать.
Чудо продолжается, яйцо не бьется. Досадно, конечно, но делать нечего. Отложили в сторону, но сразу не выбросили почему-то как вещь ненужную, как бесполезное.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Вот и третье чудо. То, что не смогли разбить, стараясь, само разбилось невзначай.
И как всегда! Имеем - не ценим, потерявши - плачем.
Плачет дед, плачет баба.
Только сейчас они поняли смысл того, что здесь у них произошло. Увидели, узнали это чудо, которое спустилось к ним в их дом, а теперь ушло, теперь пропало.
А курочка кудахчет - не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко другое. Простое, не золотое.
Но простое яйцо не заменит того, что они вот сейчас потеряли. Им удалось заглянуть за пределы своей жизни обычной и хоть и не сразу - понять, что есть вещи, с которыми обращаться надо очень бережно, которые можно только созерцать и восторгаться, созерцая. Едва ли это чудо случится вновь когда-нибудь.

Необычное тем и отличается, что никогда не повторяется.

1979. В.Высоцкий. "Порвали парус" или "Песня беспокойства".
А у дельфина
Врезано брюхо винтом.
Выстрела в спину
Не ожидает никто.
На батарее
Нету снарядов уже
Надо быстрее
На вираже!
Еще одно мгновение - и погибнет огромный дельфин, прозвучит предательский выстрел, враг перейдет в наступление, самолет потеряет управление, врежется в землю... Жизнь висит на волоске, смерть реальна и очень, очень близка. Вот она, жизнь. Активная, в движении, в борьбе, в стремлении преодолеть реальные опасности. Это игра с внешней, враждебной реальностью, все время угрожающей смертью, и ставка очень высока - победа даст возможность продолжения игры.
Даже в дозоре
Можешь не встретить врага.
Это не горе,
Если болит нога.
Петли дверные
Многим скрипят, многим поют.
Кто вы такие?
Вас здесь не ждут!
А здесь совсем другое - ожидание опасности, которой нет. Есть очень мелкие неприятности, которые кажутся такими большими, что заслоняют все остальное.
- Нет, это - не то. Вот уж это - точно не то! Нельзя замыкаться в своем крошечном мире, в котором из-за его замкнутости и узости малое вырастает, становится огромным.
Многие лета
Всем, кто поет во сне!
Все части света
Могут лежать на дне,
Все континенты
Могут гореть в огне, -
Только все это -
Не по мне!
Здесь - опять другое. Мир собственный, внутренний, но не малый и замкнутый, а бесконечно большой, широкий, включающий в себя всю Вселенную. В этом, далеком от реальности мире малое просто не существует. Здесь даже большое теряет свое величие. Здесь никакие неприятности земные, пусть даже катаклизмы глобальные не могут вывести из равновесия и сокрушить очарование жизни...
- Все это хорошо, быть может, но я стою на Земле, а эти фантазии слишком далеки от нее, и значит - от меня.
Но парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!
Хотелось бы поднять все паруса и плыть, куда влечет. Но то, что хорошо в намерениях и в мыслях, не всегда бывает наяву. И если нет движения, то "почему?" - хотелось бы сказать, как есть: <порвали парус!>.
- Но, даже если так, причина главная - другая. Не парус или ветер виноваты здесь - нет направления, и значит, нет движения.
Куда ж нам плыть?
- Не знаю! Даже в мыслях не найти пристанища. И остается только уповать на случай, который бросит в ситуацию критическую, в которой все понятно. Которая освобождает от необходимости думать, потому что надо действовать - решительно и быстро. Жизнь реальна и прекрасна только как движение, как борьба с неминуемой смертью, вырастающей во весь рост на каждом вираже. Все остальное - мелко, скучно, недостойно жизни кажется.
Да, я не выбрал свой путь, и это меня беспокоит. Но мой критический взгляд на то, что вокруг и на то, что осталось уже позади, оставляет надежду и наполняет мое беспокойство очень осторожным оптимизмом.
Каюсь, каюсь, каюсь!

Ханов О.А.
Люди     Объекты     Годы     Темы     В начало