Занятия программированием

После того, как весной 2011 года для Димы закончились танцы, встал вопрос об их замене. Он сам обозначил свое желание - программирование. В прошлом учебном году этим занимался его товарищ, Паша Виноградов, и было мнение, что именно это обстоятельство явилось главным в таком выборе.

В воскресение, 18 ноября намечалось очередное занятие. К нему надо было подготовиться - решить несколько задач для усвоения материала. Такая там форма обучения - домашние задания задаются каждый раз. Задачи непростые, в прошлый выходной Дима с отцом решали их вместе. Решал, конечно, в итоге Сергей, а Дима оформлял результат и пытался хотя бы что-нибудь понять. Я видел эти задачи, и мое мнение было такое же, как у Сергея - сликом сложно, для 13-летнего рано, начинать надо бы с чего-то более простого.

В свое время, патентные занятия воспитали у меня представление о необходимости единства содержания. Суть примерно такова. Когда мы говорим о чем-то конкретном, и это конкретное есть цель нашего рассказа, не будет правильным говорить о чем-то другом, не связанном с тем, о чем мы здесь сейчас говорим, пусть даже оно обладает похожими качествами. Для такого рассказа надо изменить цель повествования. Иными словами, всегда надо говорить о чем-то одном, не уходя ассоциативно в сторону. Принцип единства простой, но в житейской практике соблюдается редко.

В применении к нашему случаю ситуация получилась такая. Речь идет об обучении программированию. Программист должен знать системы программирования, уметь составлять алгоритмы и должен понимать принципы решения задач. Но все это справедливо только для задач простых. Для сложных эти этапы разделяются на самостоятельные задачи, которые решают разные люди - программист может даже ничего не знать о том, для чего он пишет свою программу. Для детей, еще не имеющих никакого опыта, любая задача будет сложной, и следовало бы их формулировать так, чтобы отдельно практиковаться в составлении алгоритмов, отдельно в написании программ и т.д., но не стремиться к тому, что бы ребенок начинал освоение всего и сразу.

В тот день надо было вносить плату за очередной месяц. Уверенности в том, что есть от занятий польза, не было, а лишних денег не бывает нигде и никогда. Накануне отец с Димой решили с большим трудом две задачи (решал, конечно Сергей). Я тоже немного в этом участвовал и убедился, что Дима действительно плохо понимает суть вопросов.

Оставались еще две задачи. Утром Дима сразу после пробуждения ушел в комнату и целый час занимался в полном одиночестве. Одну задачу решил, а другая никак не получалась. Потом подключился к процессу отец и быстро убедился, что предыдущие уроки ничего не дали - то, что вчера, казалось бы, усвоено, для новой (похожей) задачи не используется. Дима нервничает, Сергей сердится. Я подключился к процессу. Увидел, что не все так безнадежно, что можно надеятся на упех, кое-что Дима знает, понимает и умеет. Через некоторое время Дима сказал, что у него болит голова, измерил темперетуру - она оказалась 37,2 и сказал, что он сегодня не хочет (не может) идти на занятие по причине нездоровья. Это вывело Сергея из себя. - Все, говорит, занятия закончены! Дима плачет, а Сергей собирается к отъезду (преждевременному).

Я беспокоюсь, - вижу, что сейчас произойдет событие, которое будет иметь большие последствия. Одно из них - Дима никогда уже не станет заниматься программированием, оно теперь будет вызывать у него отторжение. Контакт между отцом и сыном по любому вопросу наладить всегда непросто, а теперь это будет еще труднее. Сейчас у Димы есть интерес и желание к таким занятиям, поэтому надо набраться терпения и ему помочь. Говорю Сергею о "важности момента", но он и сам все понял, уже остыл. Он пошел в комнату, где был наэлектризованный Дима, тихо и спокойно стал возвращать его к нормальному состоянию.

Из того, что я узнал потом об этом эпизоде.
Одна из причин, вызвавшая столь резкое возмущение Сергея была такова - ему стало известно, что в той группе мало кто из учеников справляется с домашними заданиями. Дима справился, за что был отмечен как лучший из этой группы. Дима был доволен - хорошие слова в свой адрес всегда приятны. Отца это возмутило - его сын присвоил себе заслуги, к которым не имеет отношения - "это не тебя, это меня похвалили!". Вероятно, мало кто из родителей способен помочь в программировании, и заслуженную тройку нельзя даже сравнивать с незаслуженной пятеркой! Кроме того, Сергей узнал, что по поводу хорошей оценки способностей Димы у него получились трения с другими слушателями предмета. Из всего этого заключает отец, что "моральный облик" сына нуждается в серьезной корректировке.

Рассказ бабушки.
Дима рассказал о занятии, но просил ни в коем случае не говорить об этом отцу. Преподаватель действительно похвалил Диму, но ученики сказали - он это не сам сделал, ему помогал отец! - Возможно, это так, - ответил учитель. Но я вижу, что программа написана "по-детски", взрослый человек, хотя бы что-то знающий о программировании напишет программу иначе. Программа работает, но "так не пишут!".

Такая получилась история, из которой я вынес много (положительной) информации о своем внуке.
1. Ему действительно интересно программирование, несмотря на все сложности.
2. Он действительно пытается его освоить (пытался понять самостоятельно в течение часа)
3. Он не готов добиваться своих целей или снимать претензии любыми способами (не озвучил причину похвалы преподавателя в свой адрес)
4. Заботится о самомнении отца (слова преподавателя можно интерпретировать так, что отец не умеет писать программы)
5. Он готов приносить в жертву собственное спокойствие (достаточно было ответить "- Да" на вопрос: "Эти занятия можно закончить?")

Отдаю должное обоим участникам этого конфликта.

30.11.2012
Ханов О.А.
В начало