<< Вернуться    << Все тексты   monitor49@mail.ru     Ханов Олег Алексеевич

Прогулка по Петропавловской крепости

Вновь я посетил... Раз в неделю приезжаю на прогулку с полугодовалым внуком на ул. Куйбышева (бывшая Дворянская). Это недалеко от Крепости на Заячьем острове, с которой начинался Петербург. С коляской отправился туда, - там спокойно и сухо, что для весны важно. Но что может быть здесь интересного, - мне все знакомо! 50 лет назад, сюда, на первый бастион мы приходили с однокурсниками готовиться к экзаменам. Сейчас туда вход платный, пенсионерам 150 руб. Медленно двигаюсь дальше. Иду по улице Времени.

- Это ново, не помню названия, даже понравилось. На такой улице должно бы быть движение для всех только в одну сторону. В конце улицы не вечность (откуда и куда должно бы перетекать время) а небольшая площадь перед бастионом, на котором установлена пушка, дающая полуденный залп. Это давняя традиция. Когда я работал на Манежном переулке, залп был сигналом к обеду. Посмотрел на часы, - без двадцати двенадцать. Решил задержаться, стою, наблюдаю. На бастион поднимается какая-то организованная группа, человек 20, с желтыми флажками и двумя знаменами, не рассмотрел, к сожалению, символы и надписи.

Наверху вижу пушки, их две. - Странно. Я помню ту пушку, она стояла в другом месте и была направлена в сторону Невы. Здесь вместо одной, - две, они более крупные и направлены в сторону Васильевского острова. Но именно они сейчас дадут холостой залп. Возле пушек два офицера в черной форме ВМФ. Расчехляют, готовят. Зрители в стороне, метрах в двадцати. Я гадаю, как это будет происходить, - непросто обеспечить синхронность двух выстрелов. Офицеры закончили подготовку, ждут своего часа. К ним пропускают двух женщин с флагами, они разговаривают с одним из офицеров. Он что-то им рассказывает, показывает.

- Непорядок! Символическое действие должен окружать налет тайны. Офицеры должны выполнить свои действия и молча удалиться, раствориться, а "человеческое общение" низвергает символ, принижает, лишает ритуал должной таинственности. Системное должно быть лишено "человеческого измерения", да и помехой могут тут стать посторонние.

Военные, закончив подготовку орудий, больше ничего не предпринимают, посматривают на часы. За пару минут до полудня заиграла музыка. Это был один из "гимнов города", - ленинградский, песня Соловьева-Седого. В ней слова:

Город над вольной Невой!
Город нашей славы трудовой,
Слушай Ленинград, Я тебе спою
Задушевную песню свою.

Здесь проходила, друзья,
Юность комсомольская моя...

Музыка играла без слов, громкая, качество неважное, но сама по себе песня приятная. В нужное время завершилась, пора стрелять. Офицеры ВМФ все также стоят, ждут, и тут раздается мощный залп одновременно из двух орудий. - Понял, управление залпом по радиосигналу, офицеры только готовят выстрел. Далее все в обратном порядке. Военные зачехлили пушки, потом все желающие прошли к ним совсем близко. Я все стоял, удивлялся, - плохо соблюдается ритуал, нет у него должной отстраненности. Потом все потихоньку стали спускаться вниз, военные с двумя чемоданчиками спустились вместе со всеми. Они оказались без погон, - бутафория, театр! Я подошел к двум женщинам. Извинился за любопытство, спросил, что за символы у них на флажках. Они мне сказали, что здесь победители городского конкурса "Женщина года", на флажках соответствующая символика. Это немного убавило мои претензии к ритуалу, - случай все-таки исключительный.

После полуденного выстрела и соответствующего боя курантов, уже на Петропавловском соборе зазвучала музыка в исполнении колоколов. Прислушался, узнал, - гимн Российской империи (1833-1917). Кроме "Боже, царя храни!" слов не знал, посмотрел потом в Интернете:

Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Царь православный!
Боже, Царя храни!

Две музыки - единение эпох, нет только современного варианта. После гимна колокола на соборе исполнили другую мелодию, мне незнакомую. Как потом узнал, колоколами управляет компьютер, т.е. они много чего могут сыграть. Т.е. все это, в некоторм смысле, бутафория. В 12:15 раздался более громкий звон курантов, но уже не знаю, что тут "настоящее".

Петропавловская крепость сейчас выглядит хорошо, - все убрано, покрашено, кирпичные стены... Увидел, однако, что и они ненастоящие, - в одном месте покрытие повреждено, и под ним - кирпич, - не такой ровный, не такой красочный. Я не знаю, что лучше, - документальная достоверность, или сохранение красивого былого вида?

В Петропавловке много ненастоящего, а иногда и лишнего. У самого входа - магазин сувениров, а перед ним - большая фигура кенгуру. - Откуда здесь кенгуру? Меня, правда, поправили, что это заяц, он может жить на Заячьем острове. Но очень уж похож на кенгуру, которых я (как городской житель) видел не меньше, чем зайцев.

Недалеко от площади с пушками маленький музей "Орудия пыток средневековья", перед которым фигура заключенного в цепях, эшафот, топор, плаха и палач в соответствующем балахоне с прорезями для глаз. На этой страшной композиции табличка с забавной надписью: "Влезать на эшафот строго запрещено!!!" - Наверно, отрубят голову. Но все это театрально, и как в неудачной постановке, - не трогает. Напротив эшафота на стульчике сидел молодой мужчина, увлеченно просматривая свои бумаги. Вероятно, это человек случайный, но смотрелся как экспонат, перекликающийся с установленной недалеко фигурой ремесленника. Завершает всю эту фантасмагорию фигура Петра Первого в исполнении Шемякина, установленная недалеко от выхода. У меня сложилось впечатление, что тон экспозиций музеев Петропавловской крепости задает это памятник с неестественным искажением пропорций, как было принято в средневековье...

А на Неве как всегда, - последние любители подледного лова и первые загорающие у стены.

06.03.2015