Веселье

Мне веселье не нравится, оно легкое, часто легкомысленное, поверхностное, всегда ограничено во времени, бывает неестественное, обидное. Веселье - состояние социальное, вызывается внешними обстоятельствами. Радость - индивидуальная, глубокая, имеет веские причины. Радость может вызывать веселье, и веселье переходить в радость. Они не антиподы, но это разное...

Становится понятным, почему мне не нравятся многие юмористические передачи, - я не люблю веселье, если оно выглядит как суррогат радости. А такое бывает, когда его слишком много, - так веселье пытается скрыть свою временную мимолетность. Предполагается, что это может получиться, поскольку проявления радости и веселья схожие. Вот, на похоронах в Южной Африке принято веселиться. - Это дает очень четкое разделение радости и веселья, поскольку в таких случаях могут радоваться только недруги. На похоронах Нельсона Мандейлы Обама был замечен в том, что весело что-то рассказывал своей собеседнице. Недоброжелатели, в том числе, наши, язвили по этому поводу, забыв упомянуть о традиции. Общее веселье заряжает, вызывает ответную реакцию.

Но все-таки хорошо, когда думают о пустяках или об отвлеченном. Значит реальность не тянет тяжелые думы, не требует обдуманного вмешательства. Подобно земной физической природе, создающей фон для жизни, окружающая действительность является фоном для жизни духовной, человеческой. И хорошо, когда она остается только фоном.

Скрыть плохое настроение трудно, оно будет проступать даже сквозь нейтральные слова и беспокоить смутным ощущением неприятности, усиленное неизвестностью. Один из атрибутов близости - искренность. Она, собственно и начинается со взаимного проникновения в закрытые области души и тела. Есть какой-то глубокий философский смысл в том, что сознание раздроблено на индивидуальности, причем есть стремление к единению, это большая внутренняя потребность. Высокое счастье и удовлетворение возникают, когда удается мыслить синхронно или гармонично. Синхронность бывает на массовых действиях, когда "все как один" повторяют одинаковые действия или слова. Это само по себе дает ощущение счастья, хотя и какого-то странного, привнесенного, всеобщего. Вижу здесь то же различие, как между всеобщим весельем и индивидуальной радостью. Христос тоже говорил о единении, о всеобщей любви, в которой готов выступать как посредник. Стремление ко всебщему есть, но на практике оно принимает весьма неприятные формы, садомические. Социализм, кстати, тоже много говорил о всеобщем. Потребность во всеобщей любви существует, но пока еще нет хороших примеров, пока удалась освоить только любовь двух разнополых существ, мужчины и женщины. На западе в этом вопросе идут дальше, снимая половую принадлежность. Следующая ступень - любовь втроем. В 60-е годы пытались ввести семейные коммуны, но они не прижились. Эксперименты продолжаются.

Я человек, не склонный к веселью. Веселье - эмоциональная реакция, а радость - состояние души. Неэмоциональный = невеселый. Но из памяти выплывают слова, которые прочитал в далекой молодости: "Жалок тот, кто не умеет веселиться!". Возможно, это с возрастом человек становится невеселым и (по тексту) жалким. Но, быть может, все оттого, что я когда-то прочитал и усвоил Экклезиаста как источник крайнего пессимизма. Копирую:

1. Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это – суета!
2. О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно творит?»
3. Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.
...
10. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.
11. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
...
17. И возненавидел я жизнь, ибо злом мне показались дела, что совершаются под солнцем.

Экклезиаста следовало бы запретить, а я с упоением читал его в 30 лет. И почему-то не застрелился. Потом я развивал теорию, в которой доказывал, что веселье всегда основано на абсурде. А в древних комедиях - греческих и римских шутки располагались преимущественно "ниже пояса". Я не могу себя назвать проводником высокой нравственности, но публичное обсуждение интимных тонкостей мне как-то неприятно. Оно лишает тайны, избранности, чуда, низводит сакральное к обыденной процедуре. Это абсурдно, оттого и смешно. Цивилизация идет к тому, что понемногу падают запреты, и прежде всего, в сексуальной сфере. Наверно, такие мои слова - проявление возраста. Старики во все времена осуждали бесстыдную молодежь. Впрочем, неправильно думать на эти темы, лучше радоваться и веселиться. И ощущать себя полным желаний. Вывожу формулу: Уровень счастья определяется обилием неудовлетворенных желаний. Чем больше их, тем лучше...

Книга "Экклезиаст" - "образец крайнего пессимизма", но он не "травит душу". Это шедевр мысли и слова, чтение которого вызывает наслаждение, зовет взглянуть на жизнь с огромной высоты, откуда малое и мелкое становится незаметным, только большое хранит свои очертания. Я бы сравнил эту книгу с полотнами художников, например, Рембранта, с изображением обнаженной натуры. Казалось бы, женское нагое тело должно вызывать определенные мысли и реакции, что противоречит нравственности. Но общепризнанно, что это не так. Экклезиаст (вернее, его восприятие) можно сравнить c Кустодиевым, у которого на полотнах изображены упитанные купчихи. Мне чем-то нравятся его картины. Есть ощущение праздника жизни, спокойствия и оптимизма, хотя я терпеть не могу купеческое дело, и представляются безобразными чрезмерно пышные формы его дам, мне все в его антураже не нравится. - Но это, если рассматривать детали, а все в целом - хорошо. Нечто похожее я испытываю по отношению к Экклезиасту. Да и вообще, прекрасное способно проступать только сквозь безобразное, как его альтернатива, без чего ничто существовать не может. Наш мир дуалистичен, абсурден и противоречив.

31.03.2015.

Смех и секс

30.09.2013
"Излишняя серьезность опасна для здоровья", но я не очень верю в смехотерапию. Моя позиция совпадает с позицией Рабиндраната Тагора. Не исключаю, что он к ней (к моей позиции) "руку приложил", как один из моих давних авторитетов. Вот его слова: "Мир полюбил человека, когда человек улыбнулся. Мир испугался его, когда человек засмеялся." Далее цитирую себя: "Казалось бы, и улыбка и смех питаются из сходных источников, и различие между ними - исключительно в уровне эмоционального напряжения. Но если внимательно присмотреться к этим двум психологическим состояниям, то можно обнаружить, что смех - это чисто биологическая реакция на определенные события. Интеллект здесь подавлен и отключен и уже никак не участвует в том, что происходит. Смех груб, и несмотря на его эмоционально положительные причины, заключает в себе исключительно природное, "животное" начало человека. Улыбка - это тоже биологическая реакция человека на сходные обстоятельства, но интеллект здесь еще жив, он присутствует и так или иначе принимает участие. Его присутствие отражается и на внешнем облике улыбающегося человека. Улыбка может много больше сказать о человеке чем, например, его речи или даже действия. Потому что это симбиоз природного, биологического и разумного, человеческого..."

Сейчас прочитал этот текст, написанный 8 лет назад, и обратил внимание на фразу: "Смех...заключает в себе исключительно природное, "животное" начало человека...". Значит, смех - плохо? Но секс - это еще более "животное", - значит, секс - это уже совсем плохо, полное безобразие! - Логика неумолима.

Но немного подумав, понял в чем дело. "Хорошо - плохо" - это с позиций социальных, публичных, куда природное человеческое действительно не следует выносить. Публичный секс - нехорошо. Получается, что публичный смех - тоже плохо! Но публичный секс не допускается, а смех - пожалуйста, сколько угодно, хотя он действительно часто звучит грубо и неприятно. Более того, общество терпит и даже привлекает провокаторов, вызывающих публичный смех. Думаю, все дело в том, что его не слышат те, кто рядом, потому что (обычно) - смеются все. А вот человеку исключительно серьезному в таком месте быть крайне неприятно (см. фильм "Карнавальная ночь"). Публичный секс наверно тоже был бы приемлем там, где этим занимаются все. Читал как-то воспоминание актрисы, которой пришлось однажды сняться обнаженной. Она согласилась, но только при одном условии - абсолютно все присутствующие на съемках будут обнажены - операторы, осветители, сам режиссер, - все! Условие было принято.

Смех и секс - два примера природных человеческих действий-состояний. Секс в этой паре более социален, поскольку в нем участвует не один человек, а двое. По этому поводу возникает ассоциация с юридической сферой. Один природный человек в социуме - плохо, а двое природных - еще хуже, ужасно!, по той причине, что "в результате совместного сговора..." - такое карается сильнее...

01.10.2013
Увидел еще одну общую деталь у смеха и секса. Начиная с древних, шутки любят располагаться "ниже пояса" (как сейчас говорят). У меня эти области вызывают совсем другие эмоции и ощущения. И еще. Смех, как и секс, доставляет большое удовольствие. Но секса много не бывает, а смехом я, кажется, насытился.

Если серьезно, то смех в последнее время действительно стал меня раздражать из-за его изобилия на телеканалах. Внук смотрит только юмор, сын, невестка, - все включают только те каналы, где "делают смешное". Какие-то Воронины, Шесть кадров, бесконечный американский мультсериал (не помню имена), Задоронов, Винокур, за кадром в записи дружный смех. Нет, он меня не заражает, - слишком много, перебор. При изобилии шуток они начинают повторяться, уровень снижается. Смех хорош как приправа. Жизнь, конечно, достойна смеха (в ней много абсурдного), но бывает и серьезное, а иногда даже грустное. Нынешняя ситуация мне напоминает "Остров Счастья" из "Незнайки", куда нас так упорно завлекают.

Смех

12.04.2016. Как-то странно, - мне приятен детский смех, а когда взрослые смеются, не нравится, даже когда не надо мной смеются. Я как-то писал про улыбку и смех, обнаружив между ними большую разницу. Улыбка хороша, а смех безумен. Надо стремиться к тому, чтобы улыбка не вырождалась в смех. Профессиональные смехотворцы-юмористы разжигают низменные инстинкты, их выступления следует запретить...

Странные мысли залетают в мою голову. Смех, однако, лучше, чем слезы. Будем улыбаться, а если не избежать печального, - грустить.

По теме:
Улыбка Джоконды глазами Леонардо и Фрейда (16.12.2005)

Ханов О.А.