Все тексты
Прощание с прошлым, «Гитлер капут». Пошло, глупо, не смешно, чушь
собачья - такие отзывы преобладают у тех, кто видел новый фильм "Гитлер
капут". Я соглашаюсь со всеми этими определениями и готов добавить к ним
еще много других негативных. О чем этот фильм? Некто
рассказывает нам о последних днях Третьего рейха… Подробнее
говорить о содержании рассказа не то чтобы трудно, - неприлично. Можно только о
форме и, извините, о предназначении фильма. Из того, что мы видим, складывается
представление о рассказчике. Это современный молодой человек, который знает
историю исключительно по популярным фильмам. В его голове перемешаны эпизоды
войны и эпизоды современной жизни. Персонажи вызывают из памяти фильм "17
мгновений весны". Вообще-то, война рассказчику неинтересна. Он
развлекается, и если вы тоже хотите развлечься в окружении военно-германской
бутафории, то вам - сюда. Фильм ни о ком и ни о чем. Приводимые шутки
известные, а порой просто глупые, комедия не получается. Но если фильм снимают, значит
это кому-нибудь нужно! Кому и зачем? В фильме задействованы известные актеры, с
хорошей репутацией. Они не могут ею не дорожить. Отсюда предположение - в этом
абсурде должен быть, обязан присутствовать некий смысл. Попробуем что-нибудь
откопать. Фильм затрагивает тему
"история". Историю полезно знать для "общего развития". Но
использовать ее факты для каких-либо действий нельзя. Обычно войны начинаются
экскурсом в историю. В ней ищут (и находят!) обоснования для военных
устремлений. История предоставит всем, кому это нужно, моральное оправдание для
любой войны. "Из двух зол" выбирают меньшее.
Поэтому я отдам предпочтение человеку, безразличному к истории, но не тому, кто
ставит своей целью "восстановить историческую справедливость".
Поэтому я отдам предпочтение этому фильму, но не тому, который способен
возбуждать патриотические (националистические) настроения. Получается, что моя
оценка фильма не самая низкая, бывает и хуже. Более того, можно сделать смелое предположение
о том, что автор (как это часто бывает в искусстве) почувствовал некие
глубинные процессы в современном российском обществе и сделал (как смог) фильм,
предлагающий движение в обратном направлении. Фильм (как бы) о войне. О
войне в России знают много, и нормальный (среднестатистический) российский
гражданин отторгает этот фильм (см. комментарии в Интернете). Наше знание
сформировалось из рассказов людей, переживших войну. Но больше всего информации
мы получили из многочисленных книг и фильмов. Здесь необходимо отметить, что в
советские времена все печатные источники и кинофильмы подвергались цензуре.
Поэтому надо признать, что наше представление соответствует официальному,
государственному, которое не может быть объективным. Хотим мы того или нет, но
оно базируется на определенных клише, сформировавшихся еще в далекие сталинские
времена и освободиться от этого очень непросто. Ныне, в эпоху некоторой «свободы
слова», мы хотим быть объективными. Но не можем, клише не позволяют. Из этого
получается еще одна (предполагаемая) цель фильма - сброс этих базовых
представлений. Это приглашение поговорить о войне объективно и абсолютно
непредвзято. В этом фильме разговор не получился. Ну
ничего, в следующий раз. ...В следующий раз поговорим
о том, что во время войны тоже люди как-то жили - работали, влюблялись, рожали
детей, строили какие-то планы, развлекались. Война накладывала на все это свою
печать, но к ней привыкали. Она становилась фоном, формировала условия, в
которых приходится жить, а жизнь продолжалась. Причем, по обе стороны фронта. В
Германии тоже жизнь многих граждан не сводилась к войне и к Гитлеру (там был
другой фон). Подобно тому, как жизнь советского человека в мирное время не
сводилась к борьбе за "светлое будущее". Строительство коммунизма
было только фоном, не более того. Большинство книг и фильмов о военном времени,
естественно, акцентированы на войне. В фильме
"Гитлер капут" войны нет, она как фон, где-то на заднем плане. Такой
срез истории возможен и реален. Фильм не уникален, подобное
было. Из того, что могу вспомнить – повесть И.Эренбурга "Хулио
Хуренито", фильмы "Один из нас" и "Интервенция". Из
всего этого я хорошо воспринял "Один из нас". В нем ирония мне
показалась более тонкой, без гротеска, как у Эренбурга или в
"Интервенции". Но это мое субъективное мнение. В обсуждаемом фильме
ирония кричит во весь голос, занимая весь экран и все пространство фильма. Есть ли в этом фильме хотя бы
что-нибудь, соответствующее исторической правде? Как ни странно, - есть. Абсурд
неизбежно сопровождает агонию. Известный факт (например) - вплоть до окончания
войны в Германии существовало управление по делам восточных территорий. Люди
приходили на работу, чем-то занимались, решали какие-то вопросы. В то время как
восточных территорий не было. Предполагаю, что деятельность работников
учреждения была вполне осмысленная, абсурд был только на самом верху. В этом
фильме абсурда предостаточно, что несколько роднит его с реальностью того времени и места. Таково мое субъективное
мнение. Возможно, автор мог бы сказать и хотел бы услышать о фильме нечто
совсем иное. Но зритель видит лучше и его мнение весомее. Возможен
ли такой фильм? - Пусть будет. Но следовало бы установить ограничение "для
детей от 16 до 45 лет". Раньше нельзя, что-то может быть воспринято
буквально. Старше тоже нельзя, может оскорбить память. Фильм не для меня, не
прохожу по возрасту. Ханов О.А 20.02.09 Используются технологии uCoz
|