Компьютер уже выиграл шахматную партию у чемпиона мира. Кажется, еще немного,
и компьютер в интеллектуальном смысле будет равен человеку.
Однако, едва ли мы узнаем этот разум. Он никак не будет похож на то,
что традиционно этим словом обозначается.
Разум человека слишком привязан к его
биологической, физиологической основе. Если изъять из сознания "биологическую"
составляющую, то очень многое исчезнет, не имея опоры для создания образа,
многое распадется из-за отпадания связующих элементов. Т.е. для создания
искусственного разума, способного к диалогу с человеком, основанного на хотя
бы каком-нибудь взаимопонимании, необходимо сконструировать для него
соответствующую (искусственную) реальность, похожую на то, что окружает
человека. Иначе этот разум будет слишком другим. Настолько другим, что мы
просто не узнаем в нем разумное. Для взаимопонимания (и понимания вообще)
необходим некоторый достаточно большой объем очевидного, не
требующего пояснений, понимаемого одинаково и той и другой стороной.
В понятии “искусственный разум”
есть внутреннее противоречие. Искусственное – это то, что образовалось не
каким-то естественным образом, но было создано нашими руками, нашим разумом.
Мы не можем вложить в наше создание более того, что есть у нас, более того, на
что мы сами способны. И мы всегда будем определять эту созданную нами вещь как
проявление нашего собственного разума, его продолжение, его инструмент.
Мы никогда не признаем это существо разумным, даже если оно будет “разумно”
вести себя. В то же время, мы не отказываем в этом человеку, очень часто
поступающему неразумно.
Для того, чтобы искусственный разум нас заинтересовал, он должен
производить какие-то действия логически правильные, но неожиданные, которые
разработчик не закладывал в его программу. Ожидаемые действия интересны нам
только в “потребительском” смысле. Даже если это устройство самостоятельно
добывает для нас новую информацию, оно все равно остается средством
неразумным. Разум искусственный должен вести себя непредсказуемо, иногда
позволять себе “шалости”. И все-таки поколебать убеждение в исключительном
превосходстве нашего разума очень непросто. Компьютерные “шалости” мы
воспринимаем всего лишь как сбой в программе. Иногда компьютеры поражаются
вирусами. Мы ищем и чаще всего находим “злодея” - программиста, создавшего
и запустившего этот вирус. Но когда-нибудь мы его не найдем, вирус зародится
самостоятельно в недрах компьютерной системы. Кажется, это будет самый
действенный способ компьютерного разума обратить на себя наше внимание.
Ненормативное поведение придется признать как признак наличия разума. Но мы,
конечно, придумаем что-нибудь и объясним эти эффекты как-то иначе.
Заметим также что то, что
возникает помимо нашего желания едва ли можно назвать искусственным.
Мы можем только создавать условия для возникновения “искусственного
разума”, но не более того. Искусственный разум не возможен.
Быть может, разум в компьютерных
сетях уже существует, он просто никак не проявляет себя, не вмешивается в
течение запускаемых или наблюдаемых нами процессов. В свою очередь, мы не
предпринимаем никаких попыток обнаружить его, установить с ним контакт.
Мы видим, слышим, осязаем
окружающую нас действительность. Она предстает перед нами в целостном
красочном образе, сопровождаемом другими нашими ощущениями. Наш мозг увязывает
в единое целое тот поток сигналов, которые поступает к нему от органов чувств.
Это очень большая информационная работа и ... ненужная! В компьютере
специальная программа суммирует потоки информационных сигналов, превращает
их в целостную картинку и показывает ее на экране монитора - для оператора,
для человека, который анализирует эту картинку и принимает решения, выполняет
какие-то действия. Как мы уже отмечали, все это оказывается не
нужным, когда человек исключается из контура управления, когда компьютер все
делает сам. Получается странная ситуация. Мозг тратит большую часть своих
ресурсов для того, чтобы подготовить какие-то картинки для самого себя.
Потому что именно от него, от своего головного мозга ожидает человек анализа
и решений. Мы разделили здесь понятия "человек" и его мозг, хотя это одно и
то же. Потому что человек - это не что иное как его разум, сознание, источник и
инструмент которого – все тот же самый его головной мозг. Для кого же
все-таки готовятся эти картинки - для самого себя или для кого-то другого?
Если для кого-то, то кто же это, и какое он имеет отношение к нашему сознанию?
Или это наше сознание лежит вне мозга, который только добывает для него
информацию и управляет организмом? Ситуация становится очень запутанной.
Информатика, конечно, поможет нам ее распутать. Она объяснит, что
мозг - прибор очень сложный, и состоит он из разных разделов, каждый из
которых занимается своим делом - кто подготовкой картинок, а кто - их
анализом. Она объяснит, что картинки нужны для сжатия информации, для
отсечения лишнего и подчеркивания важного...
Я слушаю и соглашаюсь со всем
этим, но почему-то вспоминаются строки из Т.Манна: "Чувство божественно.
Человек божественен, поскольку он чувствует. Он - божье чувство. Бог его
создал, чтобы чувствовать посредством его. Человек не что иное, как орган,
посредством которого Бог сочетается браком с разбуженной и опьяненной
жизнью... Человек - глаза и уши Бога".