Творчество, творец, творение, зритель.
Наброски к работе на заданную тему: "Улыбка Джоконды глазами Леонардо и Фрейда"

Метод словесных ассоциаций дает устойчивую пару "Улыбка Джоконды - загадочная". Уже несколько веков многочисленные исследователи пытаются разгадать этот феномен. Фрейд, исследуя бессознательное, имеющее самое прямое отношение к искусству, не мог обойти стороной это явление нашей культуры. И потому естественно, что знакомство с Фрейдом не может обойти стороной знакомство с его пониманием Леонардо, с его пониманием Джоконды. Это обстоятельство получило отражение в обозначенной теме.

Следует заметить, что в название этой темы существует противоречие. О своем понимании Леонардо и о психоаналитическом понимании Джоконды Фрейд четко и определенно рассказал в работе "Психоанализ и культура", что дает достаточно оснований говорить о его взгляде. Но не думаю, что есть какой-либо комментарий на эту тему самого Леонардо. Любой художник не очень любит говорить о своих созданиях. Потому что все, что он хотел сказать и все, что он мог сказать, он уже сказал своим произведением, и что-либо прибавить к этому уже невозможно. Можно только создать новое, другое произведение на эту тему, и таким образом приблизиться к тому, что еще недосказано. Обычно именно так и происходит. В случае с Леонардо здесь следует вспомнить "Тайную вечерю", "Святую Анну втроем" и ряд других "полных таинственности, отличающихся загадочной улыбкой картин". По этой причине, если мы будем говорить об улыбке Джоконды "глазами Леонардо", то неизбежно будем говорить в действительности об улыбке Джоконды, увиденной нашими глазами. Или о взгляде Леонардо, как мы его сами понимаем (именно так поступает и З.Фрейд). Потому что действительных документальных комментариев самого Леонардо нет и быть не может.

Начиная разговор об "улыбке Джоконды", скажем несколько слов об улыбке как таковой. Здесь вспоминаются строки Р.Тагора:

Мир полюбил человека, когда он улыбнулся.
Мир испугался его, когда он засмеялся.

Казалось бы, и улыбка и смех питаются из сходных источников, и различие между ними - исключительно в уровне эмоционального напряжения. Но если внимательно присмотреться к этим двум психологическим состояниям, то можно обнаружить, что смех - это чисто биологическая реакция на определенные события. Интеллект здесь подавлен и отключен и уже никак не участвует в том, что происходит. Смех груб, и несмотря на его эмоционально положительные причины, заключает в себе исключительно природное, "животное" начало человека. Улыбка – это тоже биологическая реакция человека на сходные обстоятельства, но интеллект здесь еще жив, он присутствует и так или иначе принимает участие. Его присутствие отражается и на внешнем облике улыбающегося человека. Улыбка может много больше сказать о человеке чем, например, его речи или даже действия. Потому что это симбиоз природного, биологического и разумного, человеческого. Здесь раскрывается и отображается не только разумное, но и глубинное бессознательное, которое собственно человеку и не принадлежит, но тем не менее оказывает определяющее влияние на все стороны и проявления человеческой личности. Вероятно именно это увидел, почувствовал Леонардо, когда писал Мону Лизу.

Художника редко может в полной мере удовлетворить его создание. То, что он видит и чувствует неизмеримо больше и глубже того, что ему удается передать. Леонардо считал свой портрет незаконченным. По причине того, что бессознательное, принимающее внутренние весьма размытые образы очень непросто воплотить в ясные формы, доступные для восприятия другими. Что-то остается недосказанным, и это может понять только творец. Снова и снова он возвращается к этой теме. Но недостаточно слов, красок и форм, чтобы передать все то, что он ощущает в своей душе. И может быть самое высокое, самое значительное и талантливое - воплотить в своем творении собственные сомнения, собственное непонимание - такими, какие они есть у самого. С тем, чтобы зритель сам продолжил эту работу, не доведенную художником до конца. Чтобы зритель пошел дальше того, где остановился художник. Исследователи единодушно отмечают загадочность улыбки Джоконды. Это значит, что Леонардо удалось передать ту самую "незаконченность" в своем творении.
- Удалось!

О.А. Ханов
16.12.2005.