Учение Конфуция весьма многогранно: оно
включает в себя совокупность духовных и социальных норм,
передававшихся из поколения в поколение на протяжении почти
2,5 тысячелетий. Правила эти касались воспитания человека,
определяли его поведение в семье, на службе и в обществе,
устанавливали определенный способ мышления. Цель конфуцианства
- создать общественный порядок, основанный на этике и культуре
личности, достичь политической гармонии путем развития
внутренней гармонии самого человека. Его наиболее
примечательной особенностью является попытка устранить
различия между политикой и этикой. До сих пор конфуцианство
служит источником, питающим культуру Китая и во многом
определяющим лик китайской нации.
Сегодня трудно найти
человека, не слышавшего о конфуцианстве и его знаменитом
основателе Конфуции (551-479 до н. э.), имя которого в
китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фу-цзы
(Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто
Учителем, подразумевая, что речь идет о великом наставнике,
ставшем нравственным идеалом сотен миллионов людей. На
высказывания Конфуция ссылаются философы, политики и ученые
всего мира. По конфуцианским принципам в наше время живет не
только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной
Азии: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур. Причем принципы эти
настолько органично вошли в ткань национальной культуры, что
люди часто сами не замечают, как говорят словами Конфуция,
который подарил миру великое учение о гуманности и священном
долге, который учил людей в любых ситуациях следовать Ритуалу
- универсальным правилам и нормам жизни.
Многие
основные направления философии Китая объединялись одним
понятием цзяо, что в переводе означает <учение>, а точнее
<духовное учение>. Конфуцианство, призывающее к бескорыстному
служению людям и всеобщей любви, является духовным учением о
совершенствовании человека.
<Как бы ни казалась хорошей
религия, опирающаяся на сверхъестественное, такая религия не
может быть проверена разумом. А то, что не может быть
проверено разумом, не может быть предметом истинной и твердой
веры. А то, что не может быть предметом истинной и твердой
веры, не может быть и руководством поступков.
Точно так
же, как бы ни казалась хорошей религия, опирающаяся на мирскую
власть, такая религия не может быть уважаема. А то, что не
может быть уважаемо, не может быть и предметом истинной и
твердой веры. А то, что не может быть предметом истинной и
твердой веры, не может быть и руководством поступков.
А потому религия должна быть согласована с разумом человека и
подлежит проверке здравого смысла. Такая религия, при
сравнении ее с учениями признанных и мудрых людей древности,
должна быть согласна с этими учениями, должна быть согласна и
с законами физической природы, не представляя никаких
противоречий с этими законами. Так что если бы человеку,
исповедующему такую религию, пришлось выдерживать борьбу со
всеми силами Вселенной, он, нисколько не колеблясь, всегда
будет в состоянии держаться того, во что он верит (Конфуций.
Учение о Середине, XXIX)>.
Используются технологии
uCoz