Член <Мира искусства>. С 1920-х годов жил в Индии. Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей Древней Руси (<Гонец>, 1897), индийской и тибетской природой и мифологией (<Помни>, 1945). Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой <космической эволюции>. В 1924-1928 совместно с Ю. Н. Рерихом и в 1934-1935 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центральной и Восточной Азии (книги <Сердце Азии>, 1929, <Врата в будущее>, 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нигаре - <Урусвати> (1929-42; совместно с Ю. Н. Рерихом). Сборник стихов <Цветы Мории>, 1921; прозаические книги эссеистского и дневникового характера: <Пути Благословения>, 1924, <Твердыня Пламенная>, 1932, <Нерушимое>, 1936, <Алтай-Гималаи>, на русском языке - 1974. В Москве создан Международный центр Рерихов (1992; преобразован из Советского фонда Рерихов).Родился в семье нотариуса. Учился в Академии художеств (1893-1897) у А. И. Куинджи, а также в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). Был членом объединения <Мир искусства>, занимая пост его председателя в 1910-1918.На рубеже веков активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В 1899-1904 написал большой цикл архитектурно-исторических живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов; в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу, <искания будущей жизни> (как он пишет в очерке <Иконы>, 1910).
Начало пути
В исторических картинах молодого
мастера [<Гонец> (<Восста род на род>), 1897; <Заморские гости>, 1901;
<Город строят>, 1902; <Бой>, 1906; все - Третьяковская галерея] палитра со
временем становится все ярче, эпизоды минувшего претворяются в подобия
символических откровений о судьбах мировых культур, являющих свои общие
архаические корни. Историческое развитие все чаще предстает как цепь
вселенских катаклизмов (<Небесный бой>, 1912, Русский музей, - где грозная
игра тяжелых облаков словно дублирует битву на земле), средоточием образов
нередко становятся легендарные фигуры героев и святых
(<Пантелеймон-целитель>, 1916, Третьяковская галерея; <Три радости>, 1916,
Русский музей).Свои феерические красочные видения художник плодотворно
воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: <Пер Гюнт> Г. Ибсена
(1912, в Московском Художественном театре), <Тристан и Изольда> Р. Вагнера
(1912, неосуществленная постановка), <Весна священная> И. Ф. Стравинского
(1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), <Князь Игорь> А. П. Бородина
(1914, антреприза Дягилева в Лондоне). В этот период Рерих также активно
работает и в монументально-декоративном искусстве, став одним из самых
ярких представителей <церковного модерна>, обновляющего традиционную
византийскую иконографию. Однако наиболее крупные его монументальные
работы - росписи церкви св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-14, с
композицией <Царица Небесная на берегу Реки Жизни>, где мастер соединил
христианскую и древнеязыческую природную символику), а также панно <Сеча
при Керженце> и <Покорение Казани> для Казанского вокзала в Москве
(1915-16) не сохранились.
Литературное творчество
На смену ранним
археологическим научным публикациям и художественно-критическим обзорам
Рериха приходит его зрелое литературное творчество, представленное в
первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов
<Цветы Мории> (1921). Он создает свои (по выражению М. Горького)
<письмена> об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной
взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам - к сказке, легенде и
притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди,
наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах.
Трансгималайская экспедиция
После Октябрьской
революции у Рериха устанавливается достаточно сложное и противоречивое
отношение к новой власти. С одной стороны, он резко осуждает революционное
насилие и вандализм, с другой стороны принимает все случившее с Россией
как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу - и
стремится наладить сотрудничество с большевиками. С 1920 он живет за
рубежом, главным образом в США. С 1923 начинает из Сиккима свою знаменитую
Трансгималайскую экспедицию с целью исторического, этнографического и
топографического исследования Внутренней Азии. Постоянно находясь на
скрещении геополитических интересов различных государств, Рерих в процессе
экспедиции закрепляет свой все более значительный международный авторитет
- в роли своего рода мирового посредника. В 1925 он через Синцзян
приезжает в Москву и передает советским руководителям <послание махатм>,
духовных учителей Востока, в котором приветствуются социалистические
преобразования в России. В 1926-28 через Алтай, Монголию и Тибет
возвращается в Сикким. Для обработки результатов экспедиции и дальнейших
изысканий - как гуманитарных, так и естественнонаучных - Рерих в 1929
учреждает Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати - от
санскритского слова, означающего <утренняя заря>) в долине Кулу (Западные
Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией. Духовным итогом
путешествий по Внутренней Азии стали книги <Алтай-Гималаи> (1927), <Сердце
Азии> (1929) и <Шамбала> (1930).
Классический художественный стиль Рериха
Но
гораздо более известны живописно-художественные итоги этих лет. В конце
1910-20-х гг. закрепляется классический стиль Рериха-художника. Обладая
фантастическим трудолюбием, он (работая теперь почти исключительно
темперой) пишет сразу несколько картин, которые слагаются в единые циклы,
<подчиненные одной сущности>, <спаянные в незыблемом соответствии красок и
формы> как <ожерелья из самоцветов> (по его собственным словам из притчи
<Пламя>, 1918). Сквозь сильные, яркие по цвету, как бы <космические>
образы величественной природы, древних монастырей и символических
монументов (наскальные знаки, оживающие фигуры богов и героев) проступают
религиозно-буддийские или фольклорные лейтмотивы - Будды-Майтрейи как
олицетворения грядущего всесовершенного мирового порядка или Гэсэра,
воина-освободителя из монгольского эпоса. Горные вершины воспринимаются
как монументальная граница Шамбалы, мистического царства справедливости с
царями-жрецами. Лишь одним из многих примеров может служить цикл
<Майтрейя>, который Рерих в 1926 подарил М. Горькому (Нижегородский
художественный музей).Все больше сил Рерих - вместе с женой, Е. И.
Шапошниковой, создавшей в 1920-30-е гг. учение Агни-Йоги (<Огненной
йоги>), - отдает теософии, понимаемой не только как мистическое, но и как
общественное движение. Последователей Рериха во многих странах мира
увлекает провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников
истории от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои
философские проповеди он издает в книгах <Держава Света> (1931) и
<Твердыня пламенная> (1933), а мистическое кредо живописно выражает в
картинах <Матерь Мира> (1924) и <Мадонна Орифламма> (<Владычица Знамени
Мира>, 1933). Культуроохранительные идеи Рериха, идеи <Мира через
Культуру> воплощаются в специальном Пакте его имени, который лег в основу
международной конвенции о защите культурных ценностей в случае
вооруженного конфликта, заключенной в Гааге в 1954.Продолжая активно
работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные
циклы автобиографических очерков - <Листы дневника> (1934-35 ) и <Моя
жизнь> (1936-47). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями
индийской культуры - в т. ч. с Р. Тагором и Дж. Неру - он вносит большой
вклад в развитие русско-индийских отношений.Среди верных соратников
мастера были его жена Е. И. Шапошникова, а также сыновья, востоковед Ю. Н.
Рерих и художник С. Н. Рерих. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке.
В Москве (с 1992) существует Международный Центр Рерихов. Ряд наиболее
значительных книг Рериха в последнее время переиздан.