французский живописец, график и скульптор, представитель импрессионизма. Светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту и радость бытия (<Мулен де ла Галет>, 1876, <Ж. Самари>, 1877).
С тринадцати лет подрабатывал в мастерской по росписи фарфора (1854), затем расписывал гербы, веера, шторы, по вечерам посещал Школу рисунка и прикладного искусства. Заработанные средства позволили Ренуару всерьез заняться живописью. С 1862 учится в Школе изящных искусств, посещает мастерскую Ш. Глейра, где знакомится с Базилем, Моне, Сислеем. Вместе с ними пишет пейзажи в окрестностях Парижа.В 1864 в Салон принимают его картину <Эсмеральда, танцующая с козочкой> (впоследствии им уничтожена). Знакомится с Курбе, его влияние можно заметить в <Харчевне матушки Антони> (1866, Национальный музей, Стокгольм), <Диане охотнице> (1867, Национальная галерея,Вашингтон).В отличие от большинства импрессионистов, главной темой которых стал пейзаж, Ренуара привлекает повседневная жизнь человека - сцены, увиденные в парке, кафе, на улице, на берегу реки, в купальне: <Семья Сислея> (1868, Вальраф-Рихарц-Людвиг музеум, Кельн); <Лягушатник> (1869, коллекция Оскара Рейхарта, Винтертур); <Портрет Моне> (1872, частная коллекция, Париж); <В саду> (1875, Музей изобразительных искусств, Москва); <После обеда> (1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне); <Девушка за шитьем> (1879, Институт искусств, Чикаго); <Завтрак гребцов> (1881, галерея Филипс, Вашингтон). Ренуар участвует в первой выставке импрессионистов в 1874 (<Танцовщица>, Национальная галерея, Вашингтон); <Ложа>, Институт Курто, Лондон), затем - во второй, третьей и седьмой.Ренуар - художник, влюбленный в жизнь, его восхищение красотой женщины, ее грацией, блеском глаз, перламутровым сиянием кожи, прелестью и непосредственностью детских лиц запечатлено в его картинах: <Обнаженная> (1876, Музей изобразительных искусств, Москва); <Мадам Жорж Шарпантье с детьми>(1876-78, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); <Этюд к портрету Жанны Самари> (1877, Музей изобразительных искусств, Москва); <Девушка с веером> (ок.1881, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Модели Ренуара далеки от классического идеала красоты; он отдавал предпочтение круглолицым миловидным женщинам с пышными формами, сильным торсом, крепкими руками - часто это были деревенские девушки - служанки, няни.Ренуар любит нежные, пастельные тона, розовые, голубые, нежно-зеленые - возможно, в этом сказалась его работа по росписи фарфора. В картинах Ренуара много солнца, света, они исполнены дыханием жизни: воды струятся и сверкают бликами, деревья трепещут на ветру, солнечные зайчики скользят по лицам, одежде, траве; свободный мазок усиливает впечатление особой одухотворенности, изменчивости мира.В 1880-х годах Ренуар много путешествует - Алжир, Испания, Италия. Под влиянием Рафаэля он меняет свою манеру: рисунок становится точнее, контуры - четче, объемы - более проработанными, все элементы формы тяготеют к <классичности> (<энгровский> период): <Зонтики> (ок. 1880, Национальная галерея, Лондон); <Большие купальщицы> (1884-87, Музей искусства, Филадельфия). Однако вскоре Ренуар отходит от подобной <строгой>, скульптурной трактовки формы, возвращаясь к более свободной живописной манере. Его колорит приобретает особую светозарность, этот период называют <перламутровым>: <Девушки за фортепиано> (1892, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); <Заснувшая купальщица> (1897, коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур); <Габриэль и Жан> (1895, коллекция Вальтера Гийома, Париж, где изображен Жан - сын Ренуара, в будущем знаменитый кинорежиссер).В конце жизни, вынужденный из-за болезни рук отказаться от живописи, Ренуар переходит к скульптуре; давая указания помощнику Гино, художник создает ряд великолепных скульптур, отмеченных мощной пластикой форм, гармонией силуэтов, заставляющих забывать, что перед нами творения немощного, изувеченного болезнью человека: <Венера> (1913, частная коллекция, Париж); <Большая прачка> (1917, частная коллекция, Кельн); <Материнство> (1916, частная коллекция, Париж).