Французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия (<Танец>, 1910; <Красные рыбки>, 1911), в витражах, гравюрах, литографиях.
Годы учения
Первые опыты в живописи относятся к
1890; в 1892 Матисс учится в Париже в Академии Жюлиана у А. В. Бугро -
мэтра салонного искусства; в 1893-98 работает в мастерской Г. Моро в Школе
изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику
большую будущность, особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях
разных цветов. Матисс копирует в Лувре произведения Шардена, де Хема,
Пуссена, Рейсдаля, интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и
Домье. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. С
1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. По совету К. Писсарро едет в
Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера.
Становление художника
1901-04 - годы
интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Сам
Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898.
Постепенно он освобождается от <музейных> впечатлений, палитра его
светлеет; появляется техника импрессионистического дробного мазка.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы <Наби >, увлекается
искусством П. Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903),
П. Сезанна. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и
Э. Кроссом едет на юг Франции, в Сен-Тропез; художник начинает
использовать технику дивизионизма - раздельных точечных мазков. В 1905
выставляет картину <Роскошь, покой и сладострастие> (названием послужила
строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн
сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. В
дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее
возрастает, появляется интерес к <экспрессии> (любимое слово Матисса),
красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной
композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Фовизм
В знаменитом парижском осеннем Салоне
1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ, и среди
них <Женщину в зеленой шляпе>. Произведения эти, произведшие скандальный
фурор, положили начало фовизму. В это время Матисс открывает для себя
скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется
классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К
1906 завершает работу над композицией <Радость жизни>, сюжет которой
навеян поэмой <Послеобеденный отдых фавна> С. Малларме: в сюжете
сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии,
гравюры на дереве, керамика; продолжает совершенствоваться рисунок,
выполненный преимущественно пером, карандашом и углем. В графике Матисса
арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Зрелое творчество
В 1907 Матисс путешествует по
Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В <Заметках живописца> (1908)
он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости
<эмоций за счет простых средств>. В его мастерской появляются ученики из
разных стран. В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных
панно для собственного дома в Москве. В панно <Танец> (1910, Эрмитаж)
представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских
сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой
живописи. В <Музыке> Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и
играющие на различных инструментах. Третье панно - <Купание, или
медитация> - осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне
перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал
эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В
связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для
газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине <Красные
рыбки> (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы
эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст
зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном
сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко),
создает марокканский триптих <Вид из окна в Танжере>, <Зора на террасе> и
<Вход в казба> (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски
переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Между двумя войнами
После Первой мировой войны
Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и
костюмов для балета И. Стравинского <Соловей> (хореография Л. Мясина,
постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым
Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких
одеяниях (цикл <одалисок>); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на
Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса
в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими
окнами главного выставочного зала. Тема панно - танец. Восемь фигур
представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры
серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно,
декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику
вырезок из цветной бумаги (<декупаж>), которой широко пользовался в
дальнейшем (например, в серии <Джаз>, 1944-47, воспроизведенной
впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс
иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета <Красное и
черное> на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с
пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя.
Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции
выявляется все определеннее (<Румынская блуза>, 1940, Центр современного
искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
<Капелла четок>
В 1948-53 по заказу
доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией <Капеллы
четок> в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками,
парит ажурный крест; над входом в капеллу - керамическое панно с
изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по
эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали,
беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная
стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя
работа Матисса, которой он придавал большое значение, - синтез многих
предшествующих его исканий.
Образы и стиль
Матисс работал в разных жанрах и
видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в
графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта
рельефа <Стоящая спиной к зрителю>, 1930-40, Центр современного искусства
им. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса - это мир танцев и пасторалей, музыки
и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных
растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых
статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его
отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих
разнообразные силуэты и очертания (<Темы и вариации>, 1941, уголь, перо),
четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные
композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств,
колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то
равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели
художника - передать наслаждение от чувственной красоты внешних
форм.