Главная страница

Однажды Аркадий Райкин выступал в одесском Зеленом театре. Закончив выступление, он сказал <Ну, вот и все! Идем домой!> Спустившись по лесенке в зрительный зал, он пошел по проходу. Публика поднялась и устремилась за ним. Так они и прошли по улицам Одессы до самой гостиницы - впереди Райкин, а за ним все его зрители.
На следующий вечер Райкин решил повторить то же самое. Спектакль закончился. Райкин спустился в зрительный зал, и, как и вчера, публика снова потянулась за ним. Вдруг Райкина кто-то сзади дернул за пиджак, он обернулся. Мальчик лет десяти - двенадцати говорит ему <Товарищ Райкин! У нас в Одессе вчерашняя хохма сегодня уже не хохма>. И больше этот трюк Райкин, естественно, не повторял.
Аркадий Исаакович Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге. Отец, Исаак Давидович, работал лесным бракером в Рижском порту, а мать, Елизавета Борисовна, была домохозяйкой и занималась воспитанием детей. Аркадий был самым старшим из детей, кроме него в семье росли еще две девочки - Белла и Софья, и самый младший брат Максим, он родился в 1930 году. В 1922 году Райкины переехали на жительство в Петроград, где у них были родственники.
С юных лет Аркадий мечтал только о театре. Он часто ходил в бывший Александринский театр на спектакли, в школе занимался в драмкружке. О детстве Аркадия вспоминает его сестра Белла <Мы жили на шестом этаже (в доме на теперешней улице Маяковского). Сначала занимали всю квартиру - пять комнат, потом нас уплотнили и оставили только две. Аркаша озорник такой был. Он ведь что придумал с приятелями они перекинули по улице доску из окна одной комнаты, что была угловой, в другую и бегали по ней, как в цирке. Аркаша с детства интересовался театром. В Александринку бегал чуть ли не каждый вечер. Денег у родителей не было на билеты, и он втихую книжки и тетрадки продавал. В театре его все контролеры знали и любили. Потом уже так пускали, безо всякого. И волевой был очень когда отец ему всыпал как следует (рука у него была тяжелая), то Аркаша только зубы сжимал, и слезинки из него не выходило>.
Несмотря на мечты о театре, Аркадий Райкин в 1929 году устроился работать лаборантом на Охтенском химическом заводе, - чтобы поступить в институт, надо было иметь год рабочего стажа.
В 1930 году Аркадий поступил в Ленинградский институт сценических искусств, на кинофакультет. Родители были категорически против актерской профессии сына. Конфликт с родителями был настолько серьезным, что Аркадий ушел из дома в общежитие.
Свою будущую жену Руфину (или Рому) Иоффе Аркадий встретил в своем же институте, в 1934 году. Об этой встрече Райкин вспоминает <Еще мальчиком, занимаясь в самодеятельности, я был приглашен выступать в соседней 41-й школе. Не помню, что я играл, но ясно помню, что обратил внимание на девочку в красном берете, в котором было проделано отверстие и сквозь него пропущена прядь черных волос. Это было оригинально и осталось в памяти. Через несколько месяцев я встретил ее на улице, узнал и вдруг увидел ее живые, выразительные, умные глаза. Она была очень хороша собой, мимо такой девушки не пройдешь...
Тем не менее, я прошел мимо, не остановился, стесняясь заговорить с незнакомой особой на улице. Прошло несколько лет, я стал студентом Ленинградского театрального института. На последнем курсе я как-то пришел в студенческую столовую и встал в очередь. Обернувшись, увидел, что за мной стоит она. Она заговорила первая, и этот разговор я помню дословно. <Вы здесь учитесь Как это прекрасно!> - <Да, учусь... А что вы делаете сегодня вечером> - <Ничего...> - <Пойдемте в кино> Когда мы вошли в зал кинотеатра, заняли свои места и погас свет, я тут же сказал ей <Выходите за меня замуж...> В 1935 году, они поженились.
Институт Райкин закончил в том же 1935 году. Почти весь его курс, как и самого Аркадия, распределили в Ленинградский ТРАМ - Театр рабочей молодежи, переименованный затем в Ленком.
В 26 лет Райкин неожиданно поседел. Летом 1937 года он перенес острый приступ ревматизма, болезнь дала осложнение на сердце. За время приступа Райкин и поседел, потом вынужден был красить волосы.
После болезни Аркадий перешел из ТРАМа в Новый театр - будущий Ленсовет, в котором проработал год. Из Нового театра Райкин решает уйти на эстраду. Одновременно его интересует и кино.
Впервые Аркадий Райкин снялся в кино в 1938 году, в картине <Огненные годы> (1939), сразу же после дебютных съемок он снимается в фильме <Доктор Калюжный> (1939). Увы, фильмы прошли довольно незамеченными.
Разочаровавшись в кино, Райкин полностью переключается на эстраду. Он много выступает с эстрадными номерами в Домах культуры и Дворцах пионеров, ведет конферанс. И каждое выступление проходит у молодого актера все с большим успехом. Семимильными шагами Райкин приближается к славе, за которой не замедлила прийти и всенародная любовь.
На 1-м Всесоюзном конкурсе эстрады, который проходил в ноябре 1939 года, Райкин выступил с номерами <Чаплин> и <Мишка>. Это был переломный момент в его жизни. Все мэтры эстрады сразу же обратили на молодого артиста внимание.
После успеха на конкурсе семье Райкина дали комнату в коммунальной квартире. Его стали приглашать на радио, но главным <призом> в победе на конкурсе было то, что он стал одним из руководителей Ленинградского театра эстрады и миниатюр.
Началась Великая Отечественная война. Райкин со своими актерами часто выезжал на фронт. Именно на фронте впервые появились у него сатирические миниатюры, в основном на политическую тему. В 1942 году, оказавшись с концертами на Малой земле, Райкин познакомился с полковником Л.И. Брежневым.
В 1942 году семья Райкиных переехала в другую коммунальную квартиру на Греческом проспекте, где им дали три комнаты. А этажом ниже жила мать Аркадия, две сестры и брат Максим. Отец к тому времени уже умер. Соседка Райкиных по коммуналке на Греческом В. Маркова вспоминает <Очень хорошие люди были. Они три комнаты занимали - столовую, спальню и комнату для няньки. Правда, жили здесь от силы четыре месяца в году. А так по гастролям мотались. Артисты к ним приходили Черкасова я видела, Утесова, Целиковскую. Приходили в основном ночью, после спектакля, и никакого шума, крика не было. Все прилично было. Добрые они были люди. Неудобно говорить, но Руфь Марковна отдавала моему мужу рубашки и галстуки Аркадия Исааковича. И пес у них был прекрасный - черный пудель Кузя, здоровый такой и умный>...
После войны в Театре миниатюр появляются новые спектакли, написанные талантливым писателем-сатириком В. Поляковым <Приходите, побеседуем> (1946), <Откровенно говоря...>, <Любовь и коварство> (1949).
В июле 1950 года у Райкиных родился сын Костя. Хоть война давно кончилась, но жизнь у семейства Райкиных по-прежнему была тяжелой. Аркадий Исаакович вспоминал <Как всегда, театр был в постоянных разъездах. Случалось, что я просыпался, не понимая, где нахожусь. Примерно на два месяца ежегодно приезжали в Москву, несколько дольше работали в Ленинграде, по месяцу гастролировали в разных городах. У меня был постоянный номер в гостинице <Москва>, где мы оставляли Костю на попечение бабушки. Маленького Костю таскали за собой, можно сказать, в рюкзаке за плечами. В гостинице <Москва> прожили 25 лет, начиная с первых гастролей театра в 1942 году. В Ленинграде у нас были три комнаты в большой квартире в доме на Греческом проспекте, где, кроме нас, обитало шесть жильцов. Позднее, когда Костя подрос, он учился то в ленинградской, то в московской школе>.
А вот что рассказывает Константин Райкин <Никакого особенного благополучия у нас не было... Папа играл двадцать спектаклей в месяц, получал по сорок рублей за спектакль это было много, это была зарплата академика, но это не богатство... Машина у нас когда-то появилась, дачи так никогда и не было... Папа очень спокойно относился к житейским благам, мама тоже, и меня они не баловали. Я ходил в спортивную школу, хорошо учился, дрался...>
В 1950 году Райкин расстается с драматургом Поляковым. Но в театре по-прежнему один за другим выходят спектакли <Человек-невидимка>, <Белые ночи>, <Любовь и три апельсина>. В них Райкин становится намного злее как сатирик.
Первые зарубежные гастроли театра состоялись в конце 1950-х годов. Успех за рубежом был такой же триумфальный, как и на родине.
В 1964 году на английском телевидении был снят фильм о Райкине и его театре. Критик лондонской газеты <Таймс> писал об этом телефильме <Би-би-си впервые показало нам прославленного русского комика Аркадия Райкина. Это было настоящее зрелище, подлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно. Одна из самых больших заслуг Райкина состоит в том, что он представляет собой полную противоположность отвратительным, <смешным до тошноты> комикам, которых мы в таком изобилии импортируем из Соединенных Штатов. У Райкина есть что-то от Чарли Чаплина удивительная способность живо и наглядно выражать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в пояснении. Мне никогда не приходилось видеть такой игры!>
Впервые Райкин и Жванецкий познакомились в I960 году в Ленинграде. Жванецкий тогда учился в Одесском институте инженеров морского флота и много времени посвящал самодеятельности. В 1961 году Райкин исполнил первую интермедию Жванецкого, которая называлась <Разговор по поводу>. А три года спустя Райкин привлек Жванецкого к работе над новой театральной программой, которая стала называться <Светофор>. В этой программе Райкин впервые сыграл миниатюры Жванецкого <Авас>, <Дефицит>, <Век техники>.
И в 1967 году Райкин взял Жванецкого в штат театра, сначала артистом, потом заведующим литературной частью. Но два выдающихся юмориста и сатирика недолго смогли проработать вместе. В начале 1970-х Райкин расстался с Михаилом Жванецким. О том, как это было, вспоминает М. Жванецкий <Однажды в разгар моих успехов директор театра мне сказал <Аркадий Исаакович решил с тобой расстаться>. Это был не просто удар, не катастрофа, это была гибель. Я пришел к нему, подложив заявление об увольнении в конец новой миниатюры. Он спокойно прочитал и сказал, подписав <Ты правильно сделал...> Я не хотел говорить ему, каким ударом для меня был разрыв с театром. Мы расстались в отношениях враждебных...
Позднее я что-то еще писал. Но мне было тяжело появляться даже возле театра. Со временем я понял закономерность смены авторов в театре Райкина. Это был естественный процесс развития художника. Каждый автор в этом театре имеет свой век - золотой, потом серебряный, бронзовый... Мы виделись редко, при встречах были фальшиво дружественны. В этом тоже его сила. Он очень сильный человек>.
Только 1968 году Райкину присвоили звание Народного артиста СССР, после 33 лет непрерывной работы театра и самого Аркадия Райкина, после того, как его театр объездил все уголки Советского Союза.
О последующем нелегком периоде в жизни Аркадия Райкина вспоминает Л. Сидоровский <...Спектакль <Плюс-минус> был впервые показан на невских берегах весной 1970-го. В ту весну, как известно, пышно отмечалось столетие со дня рождения Ленина, и Райкин, отталкиваясь от этой даты, решил сотворить действо особой остроты, особого накала... Артист стремительно выбегал на сцену и с ходу начинал монолог <Остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум также и в читателе...> В зале - звенящая тишина... А артист после секундной паузы добавляет <Владимир Ильич Ленин. <Философские тетради>...
Этот монолог сочинил сатирик, писатель Леонид Лиходеев, причем он нашел у Ленина еще несколько таких же, никому в зале не известных цитат, которые тогда, в семидесятом, ревностным охранителям <системы> казались прямо-таки <контрреволюцией>...
Спектакль зрители принимали восторженно... Но осенью как-то заявился в столичный Театр эстрады секретарь Волгоградского обкома партии, и ему очень не понравилось, что говорит со сцены Райкин и как на это реагирует народ. Разгневавшись, вмиг накатал в ЦК донос, и оттуда столь же быстро последовало в театр распоряжение <Первый ряд не продавать!> И каждый вечер стала располагаться на тех стульях комиссия...
Аркадий Исаакович позже мне рассказывал <Костюмы одинаковые, блокноты одинаковые, глаза одинаковые, лица непроницаемые... Все пишут, пишут... Какая тут, к черту, сатира Какой юмор..>
А через неделю вызвали артиста в ЦК, и там небезызвестный Шауро стучал по столу кулаками и советовал Райкину <поменять профессию>... У Райкина случился инфаркт, после которого он стал совершенно седым.
В Москве и Ленинграде ему запретили выступать. Театр отправили на длительные гастроли в Петрозаводск. Лишь в 1971 году Райкин вернулся в Ленинград - приближалось его 60-летие.
О продолжавшихся неприятностях Аркадий Райкин вспоминал <Была запущена такая сплетня будто я отправил в Израиль гроб с останками матери и вложил туда золотые вещи! Впервые я узнал это от своего родственника. Он позвонил мне в Ленинград и с возмущением рассказал, что был на лекции о международном положении на одном из крупных московских предприятий. Докладчика - лектора из райкома партии - кто-то спросил <А правда ли, что Райкин переправил в Израиль драгоценности, вложенные в гроб с трупом матери> И лектор, многозначительно помолчав, ответил <К сожалению, правда>.
Жена тут же позвонила в райком партии, узнала фамилию лектора и потребовала, чтобы тот публично извинился перед аудиторией за злостную дезинформацию, в противном случае она от моего имени будет жаловаться в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС - председателем его тогда был А.Я. Пельше. Ее требование обещали выполнить и через несколько дней сообщили по телефону, что лектор был снова на этом предприятии и извинился по радиотрансляции. Якобы этот лектор отстранен от работы.
Хочется верить, что так оно и было на самом деле. Но на этом, к сожалению, не кончилось. Я в очередной раз слег в больницу. Театр уехал без меня на гастроли. И вот удивительно, всюду, куда бы наши артисты ни приезжали, к ним обращались с одним и тем же вопросом <Ну, что же шеф-то ваш так оплошал Отправил в Израиль...> Словом, всюду - в Москве, Ворошиловограде - одна и та же версия. Считали, что я не участвую в гастролях отнюдь не из-за болезни. Что чуть ли не в тюрьме...
Выйдя из больницы, я пошел в ЦК, к В. Ф. Шауро.
- Давайте сыграем в открытую, - предложил я. - Вы будете говорить все, что знаете обо мне, а я о вас. Мы оба занимаемся пропагандой, но не знаю, у кого это лучше получается. Вы упорно не замечаете и не хотите замечать то, что видят все. Как растет бюрократический аппарат, как берут взятки, расцветает коррупция... Я взял на себя смелость говорить об этом. В ответ звучат выстрелы. Откуда пошла сплетня Почему она получила такое распространение, что звучит даже на партийных собраниях
Он сделал вид, что не понимает, о чем речь, и перевел разговор на другую тему. Но самое смешное - это помогло. Как возникла легенда, так она и умерла...>
В 1974 году Центральное телевидение наконец обратило внимание на Райкина. С его участием начались съемки сразу двух телефильмов <Люди и манекены> (чеытырехсерийный фильм) и <Аркадий Райкин>.
В 1980 году Райкину была присуждена Ленинская премия. В 1981 году он удостоился звания Героя Социалистического Труда.
Со своей женой Аркадий Исаакович прожил без малого 50 лет. Жили душа в душу, как говорится, но все же иногда случались и ссоры.
Под конец жизни Райкин решил сменить место своего жительства - переехать вместе со своим театром в Москву. Он обратился к Л.И. Брежневу (с которым встречался во время войны на Малой земле) с просьбой о переводе Ленинградского государственного театра миниатюр в столицу. Райкин мотивировал свое желание переехать тем, что сын Константин и дочь Екатерина давно живут в столице (Екатерина Райкина тогда работала в Театре имени Вахтангова и была замужем за Юрием Яковлевым). Жена Райкина к тому времени была тяжело больна, у нее случился инсульт, и она подолгу лежала в московских клиниках. Брежнев пообещал помочь с переездом.
В 1981 году театру Райкина было разрешено переехать в Москву, для театра было выделено помещение - кинотеатр <Таджикистан>. И меньше чем через год после переезда появился новый спектакль, теперь уже московского театра Райкина <Лица> (1982), а в 1984 году - <Мир дому твоему>.
В свои 70 лет Райкин работал на сцене довольно неплохо. Но бывали все же и курьезы (он начинал забывать на сцене текст), об одном из них рассказывает В. Михайловский <Была у нас миниатюра про доярку, которую послали в Париж делиться опытом. Выходит Райкин на сцену и говорит <Поехали наши на выставку и взяли с собой доярку с аппаратом, чтобы она показывала, как надо давать...> Тут Райкин задумался и поправился <То есть доить...> И зал, и все за кулисами легли от хохота. Но самое страшное - сам Аркадий Исаакович чуть не вдвое согнулся и вот-вот расхохочется. Он ведь очень был смешливый, из-за ерунды смеялся до слез и не мог остановиться>...
Незадолго до смерти Райкин поехал в турне по Америке. Говорил на сцене он уже довольно плохо и тихо, но все равно это был тот самый, всеми любимый Райкин, которого, естественно, все русскоязычные американцы прекрасно знали. И где бы Райкин ни выступал, везде, как только он появлялся на сцене, зрители в зале вставали и начинали плакать, они понимали, что больше живым этого великого артиста уже не увидят.
Скончался Аркадий Исаакович 20 декабря 1987 года на 77-м году жизни.


Используются технологии uCoz