Отказывающийся от фигуративного искусства, изображения визуальной
реальности, абстракционизм деконструирует и возвращает <взгляд в
плоскости лица>, назад к переживанию подлинной реальности тела
Рустам Хальфин, <Золотая богиня>, 2007 г.
Фото: Агния Левская
Выставкой Intim In Time, открывшейся в галерее Центра современного искусства,
Рустам Хальфин продолжает тему, поднятую им еще в 1993 году.
Органы, части тел, скоротечные позы, изгибы, возникающие в момент динамики
движения - вот что является предметом творческого исследования художника.
Это то, что зачастую не видно невооруженному (возможно, и слишком вооруженному
обыденными клише) восприятию.
О том, что изображено, зритель догадывается не сразу, изображения подобны
тестам Рошара. Это абстракции, геометрия пространства, минимализм пластической
сущности вещей, их геометрическая основа, кривые линии, формы. Подсказкой
выступает название выставки <Автопортреты без зеркала> и пояснения самого
автора портретов. Вот часть его лица и нос с горбинкой, увиденные в необычном
ракурсе, а это изгиб его соединенных коленей: но ответ приходит и без них на
интуитивно подсознательном уровне. Эти фрагменты фиксируют динамику положения
тела в пространстве, они кажутся незаконченными, автор как будто отказывается
продолжить линии, ведущие к традиционным, узнаваемым формам тела.
Довольствуясь незавершенностью, он выделяет главное - принципы взаимодействия
тела и пространства. Прямая линия разделяет пространство, кривая его
соединяет. Складка - основа существования тела в пространстве, динамика -
принцип взаимодействия с ним и ключ к его преобразованию. Тело конституирует
пространство. Рустам Хальфин предпринимает попытку совершить то, что
Мерло-Понти назвал <переоткрытием собственного тела>. Обращение к телу
приводит к открытию, что оно само по себе и формы его движения создают
свой интимный, специфический мир. Тело не пассивный орган восприятия
внешнего пространства и вещей его населяющих, а активное, конститутивное
начало, создающее и оформляющее окружающий мир. Через него и с его помощью
проецируется и создается структура отношений и иерархия, место положения
вещей в пространстве мира. Образ тела, его существование в мире - условие и
основа для восприятия мира и себя в нем.
Адам и Ева за воротами рая
Наше тело отчуждено от нас и наряду с другими телами включено в общую
систему тел. Каким образом наше тело оказалось вдалеке от нас? Наши
отношения с собственным телом - предмет репрезентативного созерцания,
когда лицо только стало обладать всем богатством выражения, и только
оно одно наделено взглядом. Олицетворение стало доминирующим для европейской
культуры как принцип декодирования тел и ландшафтов. Так,
философ-постмодернист Жак Лакан открывает новый смысл древней библейской
легенды об Адаме и Еве: сознание появляется благодаря глазам и ушам,
способности видеть себя как тело, выделяя его из мира (Адам <сказал:
голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал
[Бог]: кто сказал тебе, что ты наг?> Быт., 3, 10?11). И <открылись глаза у
них обоих>, и обрели они способность видеть себя как тела. Видение и ведение
(знание) отождествились. В райском саду произошло рождение культуры смысла
как культуры различения лица и тела.
Безликость, беспредметность, безобразность, выражающие отказ искусства от
изображения внешнего вида предмета, человека, его видимой формы занимали
центральное место и в творчестве основателя супрематизма Казимира Малевича.
Ибо внешний вид, а в человеке лицо, представлялся Малевичу лишь твердой
скорлупой, застывшей маской, личиной, скрывающей сущность. Поэтому он
предпочел условно-схематическое изображение человеческих фигур с <пустыми
лицами> - цветными или белыми пятнами вместо лиц. Безликие фигуры Малевича
передают суть супрематизма в еще большей степени, чем собственно геометрический
супрематизм. Ощущение <пустыни небытия>, бездны Ничто, метафизической пустоты
здесь выражено с неменьшей силой, чем в <Черном> или <Белом> квадратах.
Важной темой для Рустама Хальфина становятся гендерные ландшафты тел. Т
ело здесь предстает внутренней страной складки, разворачивается в
репрезентативный, но не традиционный портрет женского - внутренний половой
орган (матка) превращается в Золотую богиню. Построение гендерного ландшафта -
это одновременно и диалог между женщиной и мужчиной, потенцией и
актуализацией, белым и черным, и снятие этой оппозиции в чистой энергии
творчества, энтелехии - диалог творца с творцом, двух любящих и мыслящих
сердец, выходящих за пределы предрассудков и условностей. Продолжение
любви трагической и возвышенной, разговора с любимой женщиной, прерванного
смертью, но не прерванного в искусстве.
Белизна взгляда
Есть и еще один аспект его творчества, позволяющий увидеть в Хальфине ученика
Владимира Стерлигова и, возможно, последнего казахстанского художника
продолжателя традиции абстракционизма и русского авангарда: Малевич -
Стерлигов. Условием пластического искусства, живописи является хаос,
который преодолевается художником и организуется в определенный порядок.
По выражению Поля Валери: <Беспорядок неотделим от творчества, поскольку
оно характеризуется определенным порядком>. Без хаоса, стихийности или
случайности невозможно творчество, упорная работа над композицией. Белый
холст скрывает в себе потенцию всех возможных образов, из которых художник
выбирает наиболее подходящие ритмы из всех заложенных в его плоскости.
Рустам Хальфин, <Автопортрет без зеркала>, 2006 г.
<Белый квадрат на белом квадрате. Где-то, когда-то в каком-то уголке
вселенной один маленький человек правильно подумал о кусочке всеобщей
истины и воплотил ее. Он написал белое на белом. Белый квадрат на белом
квадрате. Это ли не пример чистейшего прикосновения к Истине и не пример
ли это прекрасной фантазии, освобожденной от всяких излишеств. Когда это
так, то имя сотворившего исчезает и сотворенное становится безымянным.
Белое на белом еще и факт касания. Какой прекрасный помысел - белое на белом.
И не потому ли он и не нарисовал тем, у кого помысел грязное на грязном,
у кого живопись грязная лужа в грязной луже только создания с грязными
помыслами, и, следовательно, лишенное фантазии может допустить в прекрасном
произведении белый квадрат на белом квадрате - скудность живописных выражений:
наоборот. Угаданный даже кусочек истины бесконечен. Грязное на грязном по
природе своей - конечно>, - пишет Владимир Стерлигов, ученик Малевича, друг
обэриутов: Хармса, Введенского и Заболоцкого.
Но можно и не подчиняться заданным ритмам, не идти от формата, не копировать
очередное клише. Девственно белый полусферический объект с пестрым,
уменьшенным до подобия шляпки на ножке, фракталом, придуманный Лидией
Блиновой (рано ушедшей возлюбленной, музой, собеседницей и учителем Хальфина),
притягивает своей необычностью, потусторонностью. Ассоциативно воскрешая
попытку изобразить инородное человеческому восприятию инопланетное существо, в
котором нет ничего земного. Но завораживает как раз то, что в этой предельной
абстракции мы бессознательно чувствуем взгляд и, как следствие, стоящее за
ним лицо. Рустам отвечает Лидии заполнением белого зрачка, актуализацией
пестроты земных красок, создав диалогичный объект <В честь Лиды>.
Творящая сила Ничто
Хальфин продолжает исследование придуманной Стерлиговым <чашно-купольной>
пространственно-пластической системы. Это приводит художника к поиску в
области внутренней формы и постмодернизму, к понятию складки. Он даже
изобретает новый концепт, делезовское складчатое слово-бумажник: <пулота> -
полнота и пустота, отражающее особенность взаимодействия тела с аморфной
средой и пространством. Форма возникает в момент контакта руки с глиной,
запечатлевающей форму ладони или слепок прообраза седла, когда человек
впервые сел на кусок глины. Таким образом, многие вещи мира есть продолжение
нас самих, а точнее, нашей телесной конституции. От окружающих нас предметов
быта: столов, стульев, лестниц, дверей и окон, до сложных технических
агрегатов: микроскопов, космических кораблей, компьютеров.
В <Глиняном проекте> нулевого уровня 2000 года Хальфин обращается к теме
первых дней творения. Согласно древним мифам первочеловек был создан из
глины, из грязи или из теста, т.е. из первоматерии, пластичного, податливого
материала, принимающего любую желаемую форму. В данном случае глина является
квинтэссенцией пластики и вещественно олицетворяет собой нулевой уровень
искусства. Первоначало, первичный образец, <оригинал всех копий>, не что
иное, как чистая потенция, ничто, или кочующее Х. Номадическая суть творчества
дала возможность перейти к культурным, мифологическим и историческим
контекстам, к всадникам, кочующим номадам (видеоперформанс Рустама Хальфина,
Юлии Тихоновой <Северные варвары. Любовные скачки>).
Вот что пишет о своем творчестве сам художник: <Я пишу эти слова и замечаю
ритмическое движение руки, растущие строчки текста; и вдруг мое внимание
переместилось, и я вижу чуть ли не в фокусе силуэт носа и окоем глаза:Так
в один прекрасный момент я становлюсь объектом своего субъективного
исследования и начинаю бегло зарисовывать фрагменты своего тела, названные
потом <Автопортретами без зеркала>.
Я как бы выхожу в открытый космос и ощущаю глазом свое тело как ландшафт
неисследованной планеты:>
Используются технологии
uCoz