Главная страница

Идет третье тысячелетие от Рождества Христова. Сейчас, пожалуй, мало найдется тех, кто сомневается, что Иисус (Иешуа) - персонаж исторический. В конце концов, нет ничего удивительного, что некий Иешуа был рожден еврейской матерью, жил в Израиле, создал свое учение, имел учеников и последователей.

В 1929 году Альберт Эйнштейн на вопрос редакции газеты - верит ли он в исторического Иисуса - ответил: <Бесспорно! Нельзя читать Евангелие и не почувствовать реальное присутствие Иисуса. Его личность дышит в каждом слове. Никакой миф не обладает столь мощной жизненной силой>.

Объяснима и притягательная сила учения Иисуса, ведь оно зиждется на реальности воскресения из мертвых - этой многовековой мечты человечества. Когда оказывается, что смерти нет, то это весьма радостная весть.

С течением времени учение Иисуса переросло в веру. И потому вот уже два тысячелетия значительная часть человечества ведет отсчет времени от рождения Иисуса.

Итак, Иисус жил. Умер ли он? Было ли событие воскресения его из мертвых?

Очевидно, что атеисту воскресение кажется невозможным, как и любое другое сверхъестественное явление: как не существует манны небесной, не бывает остановившегося в небе солнца или расступившихся вод моря...

Агностик скажет, что, поскольку сейчас факт воскресения проверить невозможно, то какой смысл об этом говорить. И действительно, спустя две тысячи лет оценивать свидетельства очевидцев - занятие совершенно бесперспективное.

Кто-то третий отнесется к факту воскресения еще более рационально: поскольку мы никогда не видели, чтобы кто-либо из мертвых вернулся к жизни, то верить в это нелогично.

И все же попробуем разобраться. Чтобы понять, было ли воскресение, надо, прежде всего, ответить на вопрос: ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ? Определенно можно лишь сказать, что смерть - процесс, резко меняющий обычные физико-химические свойства тела. Но критерия, по которому при внешнем осмотре можно достоверно установить факт смерти, не существует. Не было его, естественно, и две тысячи лет назад.

Не так давно в одной из петербургских лабораторий были проведены исследования по сопоставлению физических параметров живого и мертвого тела. В основу метода был положен эффект Кирлиан - свечение биологических объектов в электрическом поле. Было установлено, что интенсивность свечения мертвых тел уменьшается, однако оно даже по прошествии нескольких суток не падает до нуля. То есть, мертвые тела остаются биологическими объектами достаточно долгое время.

Тут мы подошли к очередному существенному вопросу: ЧТО ИМЕННО УМИРАЕТ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА?

Некоторые медики (в том числе и доктора наук) вполне серьезно считают, что с последним выдохом человека его тело покидает душа. В научной литературе приводятся сообщения о параметрах электромагнитного поля в помещении с умирающим. Обращает на себя внимание следующий факт: через 1-2 секунды после последнего выдоха отмечается некоторый всплеск параметров поля. Что это? Какая именно трансакция происходит в этот момент? Может быть, действительно приборы фиксируют процесс, в ходе которого душа покидает тело? Но если нечто, называемое душой, покидает тело, то какова ее дальнейшая судьба, и можно ли в таком случае считать, что смерть существует? Неопределенность соотношения между жизнью и смертью, на мой взгляд, самая большая загадка бытия. Впрочем, если представлять живые организмы как неживую материю, достигшую особой, специфической организации, то смерть можно рассматривать как процесс, сопровождающийся уменьшением степени этой организации. И тогда встает вопрос меры: уменьшение до какой степени особой организации неживой материи следует называть смертью?

В целом ряде случаев смерть может оказаться временным состоянием, при котором пациента, как и в случае болезни, можно вылечить. И тут следует задать вопрос: сколько времени длится смерть? Некоторые скажут, что такая постановка вопроса неуместна. Но ведь никого не удивит контрвопрос: сколько времени существо должно быть живым, чтобы его таковым признали?

В ООН в отделе статистики предложили определять смерть как <окончательное прекращение всех жизненных функций>. С этим определением стоило бы согласиться, если б было абсолютно ясно, что понимать под жизненными функциями и под их прекращением. Сегодня уровень медицины таков, что жизненные функции многих органов можно искусственно продлевать длительное время. Окончательное прекращение их функции наступит, когда персонал клиники выключит соответствующую аппаратуру. Отсюда логически вытекает, что смерть - это то, что зависит от решения врача. Фактически смерть представляет собой некую функцию, аргументами которой являются личностные качества врача, его профессиональные навыки, уровень оснащенности медицинской аппаратурой, реальное состояние пациента и масса других случайных величин.

На сегодняшнем уровне развития биологии и медицины любой непредвзятый исследователь скажет, что смерть не всегда можно достоверно установить, что переход от жизни к смерти, порой, неуловим, что жизнь постоянно раздвигает свои границы, а смерть все чаще становится чем-то неокончательным.

* * *

Как бы то ни было, следует признать очевидное: критерий смерти пока не найден. А если так, то невозможно оценивать и факт воскресения.

Тем не менее, есть всего лишь два варианта ответа на вопрос о воскресении. Либо оно было, либо нет. Надо лишь выбрать одно из двух. Как известно, категория выбора - самая сложная, и сделать свой выбор каждый может только сам.

Используются технологии uCoz