В XVIII-XIX веках британские
моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде,
что это оградит их от телесных наказаний, широко
практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным
защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана.
Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе,
повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых
случаях она служила и наказанием. В японской провинции
Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое
преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через
лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну. В итоге
получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - <собака>.
В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний
тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и
военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И
греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а
испанские конквистадоры продолжили эту практику в Мексике и
Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой мировой, в
Британии татуировкой метили дезертиров, в Германии -
выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас
в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое... А
ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении
среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и
славян.
Праславяне, наши предки, для нанесения
татуировок пользовались глиняными штампами или печатями -
пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента
позволяли покрыть все тело сплошным ромбо-меандровым ковровым
узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего
культа плодородия.
К сожалению, с распространением
христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться,
как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем
более, что в Ветхом Завете сказано ясно: <Ради умершего не
делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе
письмена>. Запрет был настолько суровым, что татуировка не
практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по
иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в
дальние страны обращать в свою веру <дикие> племена, моряки с
их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память
о путешествиях.
Печально известный
капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело
возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769
году, он привез с Таити не только само слово но и
<Великого Омаи>, сплошь истатуированного полинезийца, ставшего
сенсацией - первой живой тату-галереей. И вскоре ни одно
уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не
обходились без участия <знатного дикаря>.
К концу XIX
века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали
выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди
Виола щеголяла портретами шести американских президентов,
Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги
толпы уже нашего столетия... Но, хотя обыватели и любили
поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не
спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков,
литейщиков и других подобных <профсоюзов>, использовавших
татуировку как символ братства, солидарности, верности
традициям. Современная популярность тату на Западе многим
обязана именно им.
Вместе с
тем, они же в ответе за творческий застой в западной
татуировке XIX - начала XX века. Скудное воображение и
сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к
ограничению тату-<репертуара> морской тематикой, пошловатой
сентиментальщиной и банальными афоризмами. Как ни печально,
факт остается фактом - цивилизация низвела древнее искусство
до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную
продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к
творчеству и новым стилистическим разработкам. А ведь именно
тогда, в 1891 году, американец О-Рейли изобрел электрическую
татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные
инструменты и приспособления.
Но даже технический
прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину
XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором
незамысловатых лубочных картинок. И только благодаря мощному
всплеску молодежной культуры 50 - 60-х годов появилось новое
поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые
эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они
широко заимствовали традиционные образы других культур -
Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, - создавая
захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления.
Так начался новый, современный этап тысячелетней
тату-истории, который, несомненно, заслуживает отдельного
подробного рассказа.
Источник:
href="http://home.4me.ru/hifelife/tattoo/history1.htm
- История татуировки,
www.ta2.ru/home/tattooflash/CherryCreek/index.htm -
Иллюстрации
Используются технологии
uCoz