В мусульманском религиозном
календаре праздничных дат немного.
В период
становления ислама Пророк Мухаммад запретил своим
последователям праздновать немусульманские праздники и
принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном
празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той
религии, которая его устраивает и проводит.
Согласно
преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие
в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли
мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил
им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники
лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были
даны два великих праздника: Ид уль-адха (Курбан байрам)
и Ид уль-фитр (Рамадан байрам).
Остальные
памятные дни изначально праздниками не считались, и по их
случаю не было никаких торжеств. Однако практически сразу
особое место отведено таким дням, как джума (пятница),
день Арафат, день Ашура и ночь
Предопределения. Они были определены как время усердного
поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все
остальные, отмечаемые в наше время, дни считались памятными
датами (начало нового года по хиджре (лунному календарю),
Маулид и т.д.), и долгое время в исламе вообще никак не
отмечались.
Если светский праздник - это причина или же
повод к беззаботной радости, веселому время препровождению, то
в мусульманском понимании, праздник - это возможность
для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в
Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность
перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра.
Мусульманские праздники дают верующим стимул для более
усердного богослужения. Поэтому в праздники, в священные дни и
ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы,
читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников,
соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга,
раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем
случае не обижать никого.
В исламе праздники
называются по-арабски - на языке Корана, однако
существуют и параллельные названия на других языках народов
мусульманского мира, в частности, языках тюркской группы, на
которых говорят татары, узбеки, казахи, турки и т. д.
Религиозные мусульманские праздники отмечаются в
строгом соответствии с лунным календарем -
<Хиджрой> и это приводит к ежегодному
смещению всех праздничных дат.
Также необходимо
учитывать, что отсчет суток в мусульманском календаре
ведется с момента захода солнца. Ночь каждого дня является
предыдущей ему. Первая ночь нового месяца - ночь, следующая
после последнего дня старого месяца. Вторая ночь является
последующей первому дню. Поэтому, например, 27-й день месяца
Рамадан начинается с заходом Солнца 30 октября и захватывает
31 октября, до следующего захода Солнца.
Календарь мусульманских
праздников и памятных дат на 1426 г. Хиджры (2005-2006 гг.)
Отдельным днем в религиозном исламском
календаре стоит Джума (араб. - день
собрания) - пятница, именующаяся лучшим днем
недели.
Джума - праздничный, но не обязательно
нерабочий день в пятницу у мусульман. Фактически Джума
считается днем отдыха и празднуется еженедельно, как у
христиан воскресенье, а у иудеев - суббота. В большинстве
мусульманских стран пятница - официальный выходной день,
хотя в Турции, где религия отделена от государства, выходной
день - воскресенье.
В Коране говорится: <О вы,
которые уверовали! Когда вас зовут на коллективную молитву в
пятницу, стремитесь к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу),
оставив торговые дела, это лучше для вас, если только вы
разумеете> (62:9).
В священном хадисе также сказано:
<Суббота дарована иудеям, воскресенье - христианам, а пятница
- мусульманам. В этот день им ниспосылается благодать и все
доброе>.
Джума, согласно Шариату, начинается с
заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в
пятницу. Таким образом, священными являются пятничный день и
ночь накануне.
Совершение грехов в пятницу особенно
недопустимо. Это считается пренебрежением к священному дню, к
милости Всевышнего, ниспосылающейся в джума. В этот день
многократно увеличивается не только воздаяние за добродеяния,
но и наказание за нечестивые поступки.
Джума-намаз является
обязательным (фардом) для совершеннолетних, согласно Шариату,
мужчин. В хадисе сказано, что пропуск трех пятничных молитв
без уважительной причины (болезнь и т. п.) особенно запрещено.
Немного о мусульманском лунном календаре -
Хиджре.
Слово "Хиджрат" в переводе с арабского
языка чаще всего употребляется как "уходить из одного места в
другое", т.е. переселяться. Следовательно, "Хиджрат" -
переселение. Начало мусульманского летоисчисления
связано с реальными историческими событиями из жизни Пророка
Мухаммада. Начало его проповеднической деятельности относится
к 610 г., а мусульманское летоисчисление начинает отсчет с
переселения Пророка из Мекки в оазис Ясриб. Прибытие Пророка в
Ясриб (названный позже городом Пророка, то есть Мединой)
большинство историков датирует 24 сентября 622 г. Однако вести
летосчисление с хиджры начали лишь в 637 г., в период
правления второго праведного халифа Омара ибн аль-Хаттаба. При
этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят
не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1 мухаррама (первый
день первого месяца) того же года. Этот день соответствовал 16
июля 622 года по юлианскому календарю.
В основе Хиджры
лежит лунный годичный цикл. Мусульманский календарь,
так же как и солнечный, состоит из 12 месяцев. Названия
месяцев исламского календаря сохранились те же, что и в
древнем солнечно-лунном арабском календаре:
Месяцы
(нечетные - 30 дней, четные - 29):
1. Muharram -
Мухаррам - "запретный, священный". В этот месяц года не
разрешалось вести военные действия и походы.
2.Safar - Сафар - "желтый". Это название осеннего
месяца, когда растения желтеют и увядают.
3. Rabi
Al-Awal (Rabi" I) - Раби-уль-авваль - первый Раби.
Хотя в современном арабском "раби" означает весну, в древности
так называлась осень. Этот месяц также был осенним.
4.
Rabi Al-Akher (Rabi" II) - Раби-уль-ахир - второй
Раби.
5. Jumada Al-Awal (Jumada I) -
Джумад-уль-авваль - слово "джумада" происходит от глагола
"застывать, замерзать". Это был зимний месяц .
6.
Jumada Al-Akher (Jumada II) - Джумад-уль-ахир - вторая
джумада.
7. Rajab - Раджаб - "воздержаться от
насилия". Раджаб - месяц воздержания от походов и военных
действий.
8. Sha"ban - Шаабан - от глагола
"разделяться". В этот месяц племена отправлялись в походы.
9. Ramadan - Рамадан(по-персидски) или
Рамазан(по-тюркски) - от глагола "быть раскаленным". В этот
месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность.
10.
Shawwal - Шавваль - от глагола "сниматься с места".
Шавваль - месяц кочевий.
11. Zul-Qa"dah -
Зуль-Каада название происходит от глагола "сидеть, находится
на месте". Зуль-Каада - месяц стоянок.
12.
Zul-Hijjah - Зуль-Хиджжа - от глагола "совершать
паломничество"
Начало каждого месяца мусульманского
календаря определяется лунными циклами, т.е. начало новой
четверти - это и есть начало нового месяца. Лунный месяц
длится от появления одного молодого месяца до следующего, т.е.
29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних
месяцах 29 дней, а в других - 30. Добавочные дни месяца
запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания
новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в
месяц зуль-хиджа.
Двенадцать лунных месяцев составляют
лунный год, который, по самым приближенным подсчетам, равен
354 суткам. А поскольку истинная продолжительность лунного
месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то и
продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367.
Так как это не целое число, то неизбежно возникает проблема
високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354
дня, и лет удлиненных - по 355 дней.
Цикл состоит
из 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней.
Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й.
Дополнительный день добавляется к последнему
месяцу.
Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10
суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой; на
11 суток, если оба года простые или високосные; и даже на 12
суток, если мусульманский год простой а солнечный -
високосный.
Мусульманский год не привязан к сезонам,
месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего
начало года, например, может приходиться на летние месяцы
григорианского стиля, а через некоторое время - на
зимние.
Каждый месяц начинается с новолуния, под которым в
исламе подразумевается не самое близкое расположение Солнца и
Луны, а появление молодого месяца после новолуния. То есть
начало месяца приходится на тот день, когда серп молодой Луны,
после новолуния, становится видимым с заходом Солнца.
Астрономическое новолуние совсем не обязательно означает
начало одного из месяцев Хиджры. Луна движется по небесной
сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х
различных орбит, по эллипсам с разными параметрами, и хотя
новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную
видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит
от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и
место нахождения наблюдателя. Поэтому очень сложно
заранее предсказать, когда начнется новый месяц.
В настоящий момент существуют два мнения по
вопросу определения начала месяца: некоторые мусульмане
учитывают местную видимость Луны, в то время как другие
полагаются на свидетельства авторитетных людей в мусульманском
мире. Ислам допускает обе возможности, но это приводит к
различию времени начала месяцев.
Лунный мусульманский календарь (Хиджра) на
начало XXI века.
Начало нового года по мусульманскому лунному
календарю |
Соответствующая дата по григорианскому
календарю |
1 мухаррам 1426 г. |
10 февраля 2005 |
1 мухаррам 1427 г. |
31 января 2006 |
1 мухаррам 1428 г. |
20 января 2007 |
1 мухаррам 1429 г. |
10 января 2008 |
1 мухаррам 1430 г. |
29 декабря 2008 |
1 мухаррам 1431 г. |
18 декабря 2009 |
1 мухаррам 1432 г. |
8 декабря 2010 |
1 мухаррам 1433 г. |
27 ноября 2011 |
1 мухаррам 1434 г. |
15 ноября 2012 |
1 мухаррам 1435 г. |
5 ноября 2013 |
1 мухаррам 1436 г. |
25 октября 2014 |
1 мухаррам 1437 г. |
13 октября 2015 |