В 70-х Леонид Гайдай уже снискал славу лучшего комедийного режиссера и мечтал поставить серьезный, драматический фильм. За плечами были и <Операция Ы>, и <Кавказская пленница>... Он замахнулся, было на <Бег> Булгакова, но Госкино вернуло на место <размечтавшегося> режиссера. Союзу нужны комедии. Да и выход из системы в какой-то новый жанр был проблематичен.
И Гайдай вернулся к комедии. Он взял булгаковскую пьесу <Иван Васильевич> и почти полностью ее переписал - из запрещенной и несколько ходульной пьесы он сделал всенародно любимый фильм. Позже к сложившейся уже основе был добавлен сюжет из произведения <Чудесный сон инженера Рейна>. Прототипом инженера стал Шурик Тимофеев, создатель машины времени и главный виновник получившегося в итоге праздника абсурда.
Шурик повзрослел, стал инженером с неутомимой фантазией и обзавелся семьей. Женой его стала <хорошая девочка Лида>, сдававшая с ним экзамены в <Наваждении> и уже несколько уставшая от мужниных мечтаний. Это была последнее появление Александра Демьяненко в роли Шурика. Как он позже заметил Гайдаю, <ты меня породил, ты меня и убил>. Шурик перечеркнул весь дальнейший творческий рост Александра, сделав его заложником одной роли.
Из своей команды Гайдай взял Этуша, Савелия Крамарова, Сергея Филиппова, Наталью Крачковскую и Михаила Пуговкина. Главную роль получил новый для Гайдая актер Юрий Яковлев. Примечательно, что в роли Ивана Васильевича должен был появиться Юрий Никулин, но тот отказался, посчитав фильм бесперспективным и обреченным оказаться <на полке>.
Нина Маслова отбила роль царицы Марфы Васильевны у Натальи Гундаревой, новичок в команде Гайдая Леонид Куравлев опередил Андрея Миронова. Вероятно, режиссер сознательно шел на то, чтобы привлечь к работе не примелькавшиеся лица, не пытаясь выиграть за счет уже известных всему Союзу актеров.
В качестве композитора Гайдай сразу же выбрал Александра Зацепина, с которым успешно сотрудничал и раньше. Три его песни - <Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь>, <Звенит январская вьюга> и <Маруся молчит и слезы льет> - стали визитной карточкой фильма, не просто звуковым сопровождением, а полноправными действующими лицами. Семантика стирается, идиомы бесследно уходят, а союз режиссера и композитора как раз и порождает киношедевр, неподвластный времени.
<Иван Васильевич меняет профессию> - пожалуй, самый смешной, поистине гомерический гайдаевский фильм, выдающий шутки на-гора, оптом и не скупясь. Съемки проходили в раскрепощенной, дружеской атмосфере. Гайдай уже прекрасно знал все подводные камни комедийного кинематографа и все трудности, связанные с последующим выходом картины на экран. Терять было нечего.
В интервью актеры частенько вспоминают процесс съемок. Например, как царица Марфа Васильевна все время смотрела в пол - не от скромности, актриса явилась на съемки с огромным фингалом под глазом. Муж постарался. Как из-за дефицита съемочных площадок прямо на соседних метрах (например, на лестничной площадке у квартиры Шурика) снимался фильм <Большая перемена>. А во время съемок в Кремле, в Ростове-Ярославском иностранных туристов распугивали всадники в кафтанах и с бердышами в руках. Русские эмигранты в составе экскурсионных групп с паникой ждали, что вот-вот начнется очередная революция...
Фильм был обречен на успех, и он его получил. А досужим статистикам приходилось только удивляться - с каждым годом картина приобретала новых поклонников. Да и сейчас среди воспитанников легкомысленного глянца и американизированного MTV не сыщешь подростка, который не был бы знаком с величайшей комедией Гайдая.
Дарья Печорина