Если бы какой-нибудь американский режиссер снял два
фильма подряд с такими кассовыми сборами, какие были у
<Операции <Ы> и <Кавказской пленницы>, он проснулся бы
мультимиллионером. И неважно, что здесь авторы киношедевров
влачили такое же существование, как и выдуманные ими герои.
Важно лишь то, что успех Гайдая в шестидесятых никакому
Спилбергу и не снился.
<Кавказская пленница> вышла на экраны в 1967 году. Как раз после потрясшего кинематографистов успеха <Операции <Ы>. К тому времени забавный студент Шурик полюбился уже всей стране, государство зарабатывало на кинопрокате огромные деньги, а Гайдай стал признанным режиссером, с чьим мнением считались и которому позволялось то, о чем остальные его коллеги только мечтали. Словом, все сложилось чрезвычайно удачно.
Идея фильма возникла сама собой, когда
Гайдай прочитал в газете романтическую историю. В закавказской
республике влюбленный джигит похитил девушку. Сентиментально и
одновременно шокирующе-абсурдно в контексте советской
действительности. Позже появились публикации о том, что
партийные боссы на Кавказе заводили себе гаремы, свободно
покупая любую приглянувшуюся девушку. Над этой ситуацией надо
были либо смеяться, либо грустить. Режиссер выбрал первое, и
Шурику предстояло вновь появиться на экранах.
Первый, к кому обратился Гайдай - его друг Юрий Никулин. С выбором остальных актеров ситуация была сложнее. Режиссер считал, что Трус, Балбес и Бывалый свое уже отработали и вряд ли могут представить что-нибудь интересное. Гайдай вообще был скор на выводы, но на съемочной площадке знаменитая троица и правда порой заставляла сомневаться в правильности решения.
Невероятно популярные после <Операции <Ы> артисты все чаще не могли найти общий язык. Современники вспоминают выходки зазвездившегося Моргунова, которому ничего не стоило отказаться от съемок в разгар рабочего дня. Так что нередко вместо него в кадре появляется похожий по телосложению дублер.
Тем не менее, на съемочной площадке Гайдая работалось легко. Режиссер поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку. Таким <призом> были награждены и Никулин за эпизод с почесыванием ноги, и Вицин за сцену <прививки> Бывалого...
По единогласному мнению всех задействованных в съемках лиц,
фильм удался. Удался настолько, что <Операцию <Ы> обгонит по
всем показателям. Однако после первого просмотра
председатель Госкино СССР Алексей Романов обрушился на
режиссера и сценаристов с обвинениями в антисоветчине. Цензуре
не нравились шутки, песни, легкомысленность повествования и
серьезность затронутых проблем. Цензуре не нравилось ничего.
Было проще положить фильм <на полку> и признать полное фиаско,
нежели идти на поводу у критики и превращать яркую комедию в
ее слабое подобие.
Мало кто знает, что в тех же шестидесятых был готов сюжет для продолжения <Кавказской пленницы>. Товарищ Саахов попадает в тюрьму, где становится руководителем лагерной самодеятельности. Для кавказца - занятие смерти подобное. После множества злоключений он выходит на свободу и надеется возобновить карьеру.... Однако его должность уже заняла... Нина. Сценаристы были убеждены, что картина обречена на успех, но вездесущее Госкино осуществить планы не позволило.
Дарья Печорина