Главная страница

Служебный романЛюбой представитель русскоязычного населения, бывший в советском союзе испытывает своеобразную ностальгию. Застойный период, когда зарплата была маленькая, но на нее можно было купить все, что продавалось в магазинах. Люди не смотрели на лейблы твоей одежды, потому что у всех они были одинаковые - из Мосторга. Любимый, ни один раз пересмотренный фильм <Служебный роман> является одним из проявлений нашей ностальгии. Милая история о работниках центра статистики не оставляет равнодушными зрителей уже третий десяток лет

В следующем году известному фильму Эльдара Рязанова <Служебный роман> исполнится тридцать лет. Так что статья не юбилейная, а, скорее, предвкушающая грядущий праздник. <Служебный роман> был снят 1977 году по пьесе <Сослуживцы> Рязанова и Брагинского, написанной меньше, чем за месяц. Подготовка и непосредственно съемки прошли также быстро. Актеры импровизировали и отступали от сценария, спорили с Рязановым и предлагали свои варианты развития событий.

slujebnyroman_6Все герои фильма, даже в эпизодических ролях, запомнились зрителям не меньше чем главные. Это общественный деятель Шурочка (Людмила Иванова), с одинаковым энтузиазмом собирающая по рублю на юбилеи и похороны. Хорошо известный персонаж любого советского учреждения, умеющая <впихнуть лошадь в шкаф, даже если она туда не влезет>, и обычно посылаемая сотрудниками... <в бухгалтерию>. Секретарь Калугиной Вера (Лия Ахеджакова), которая, как и положено секретарю знает все обо всех и обо всем: и о любовных письмах Рыжовой, и о новых поступлениях в ГУМ. Самохвалов (Олег Басилашвили) - лощенный, наглый карьерист, зам директора, не раз бывающий заграницей, потому и угощающий всех разнообразными заморскими деликатесами. Влюбленная в него подруга детства, и мать семейства Рыжова - молодящаяся блондинка <в жутких розочках>.

Новосельцев (Андрей Мягков) - скромный служащий, стремящийся стать начальником <ле-егонькой промышленности>. И, конечно, незаменимый главный персонаж фильма - Калугина Людмила Прокофьевна. В простонародии <наша мымра> - женщина неопределенного возраста, в очках с грубой оправой, <вся скрючится, скукожится, как старый рваный башмак и чешет на работу, как будто сваи вколачивает>. Создание таких ярких образов героев и стало одной из главных составляющих успеха картины.

Многое в фильме - случайные находки, неожиданные ходы и эпизоды. И актеры, и съемочная группа с головой погрузились в создание... Нет, никто не думал тогда о шедевре и культовом кино. Они создавали теплый, <осенний> и добрый фильм.

Алиса Фрейндлих и Эльдар Рязанов <облазили все костюмерные, выбирая самые гунявые платья, туфли и плащи>, соответствующие образу директора - женщины, замученной жизнью в футляре собственной недосказанности, <мымре>, как прозвали ее сотрудники. Долго пытались подобрать несуразные грубые очки для героини. Те, которые в итоге появились в кадСлужебный романре, принадлежат отцу оператора Владимира Нахабцева. Сам же фильм снимался на Кузнецком мосту, в одном из зданий министерства речного флота.  

Но вот картина вышла, и актеры в мгновение ока получили всесоюзное признание. Исполнители главных ролей Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков были названы актерами года. Так появился фильм, ставший любимым для нескольких поколений. Думаете, я преувеличиваю? В процессе написания этой статьи, я набрала в поисковой системе ключевые слова <служебный роман>. Большинство найденных документов - анкеты сайтов знакомств, в которых юноши и девушки в графе <любимый фильм> пишут это название. Анкет таких - тысячи. А значит, тридцатилетие для этой картины - далеко не предел.

В комедиях Эльдара Рязанова романтическое начало развивалось постепенно, застенчиво. От <Гусарской баллады> до <Иронии судьбы>, и лишь в <Служебном романе> раскрылось во всей своей чистоте и совершенстве. И неожиданно весь творческий коллектив предстал безнадежными лириками, пропитавшими поэтикой серые советские будни. Да, от одного мимолетного взгляда на будни статистического учреждения сквозило безнадежностью. Но, видимо, Рязанов был уверен - чудо преображения заключено в самом человеке и ждет своего часа. Стоит его явить миру - неоперившееся, неловкое, каким было оно у Новосельцева - как окружающие смущенно снимают свои социальные маски, да и у природы, оказывается, нет плохой погоды.

Зритель глазами очевидца смотрит на преобразившийся мир. Особое значение приобретает осенний дождь, свет в окнах многоэтажек, тугая пачка безответных любовных писем, жизнерадостный перестук каблучков, и служебный роман, разворачивающийся на глазах у всех тружеников статистики.

Героям приходится ломать множество барьеров - социальный, служебный, психологический... Научиться не замечать сплетни и косые взгляды. А уж главной героине в закомплексованности равных нет. Вместе с Калугиной преобразились тысячи женщин, о чем свидетельствовали письма, пришедшие на телевидение после премьеры. И продолжавшие приходить еще много лет.

Служебный роман

<Человек рождается для того, чтобы жить, а не готовиться к жизни>, - так однажды написал Пастернак, это же повторил своим фильмом Рязанов. <Служебный роман> - фильм о том, как неожиданно оживают люди, просыпаются от своей пожизненной дремоты и осознают, что такое любовь и красота. Поэтому и Самохвалов - единственный отрицательный герой, который только <готовится к жизни>, запасаясь благами внешнего мира, положением в обществе, местом на карьерной лестнице. И не замечает смены времен года.

Огромное значение в картине играет фон, на котором развиваются сюжетные линии. Без музыки Андрея Павловича Петрова фильм потерял бы все свое очарование, всю атмосферу ожидания счастья. Песни <Служебного романа> не просто окаймляют кадр, они поселились в фильме, стали неотъемлемой его частью. И, совместно с героями, начали создавать настроение. То настроение, которое еще витает в воздухе после того, как фильм подошел к концу и титры медленно уплыли в вечность. То настроение, которое заставляет юных романтичных девушек искренне писать в анкетах <Любимый фильм: Служебный роман>.

Дарья Печорина



Используются технологии uCoz