Главная страница

Архитекторы, проектировавшие первую линию ленинградского метро, были поставлены в жесткие рамки идеологии: перед ними стояла задача отразить <величие сталинской эпохи и сталинскую заботу о человеке>. В проектах чуть ли не каждой из восьми первых станций присутствовал образ Сталина - где в скульптуре, где в мозаичных полотнах, где в начертанных высказываниях.

Станция <Площадь Восстания> должна была запечатлеть содружество Ленина и Сталина. В кассовом зале вестибюля планировали поместить панно, изображавшее вождей революции в Смольном, а в центре эскалаторного зала - памятник Ленину и Сталину.

На станции <Технологический институт> кассовый зал вестибюля посвящался торжеству советской науки. Живописное панно должно было изображать прием Сталиным работников высшей школы 17 мая 1938 года, а надпись рядом - гласить: <Слава Сталину - великому зодчему коммунизма, корифею науки>. В центральном зале собирались поставить статую корифея.

В схожем ключе планировали оформить интерьеры и других станций.

На <Балтийской> хотели укрепить барельеф Сталина в окружении моряков-балтийцев и опять же установить скульптуру вождя. А кроме того высечь на пилонах выдержки из приказов Верховного главнокомандующего.

На <Нарвской> стремились запечатлеть Сталина-революционера: с этой целью на станции должны были висеть барельефы, медальоны и памятные доски. <Кировский завод> хотели украсить мраморными досками с письмами ленинградцев Сталину (обязательствами в борьбе за технический прогресс), а станцию <Автово> - профилем вождя и надписью вокруг купола: <Слава Великому Сталину>.

Вот таким памятником монументальной пропаганды могло стать наше метро. Но не стало - время тогда стремительно менялось, и проекты пришлось переделывать на ходу. Образ Сталина принялись изымать из проектов станций метро. Но полностью удалить упоминания о вожде не удалось.

Большое мозаичное панно <Сталин на трибуне> работы А. Герасимова (в то время президента Академии художеств) украсило торец центрального зала станции <Нарвская>. Некоторое время панно было открыто взорам горожан, и лишь после ХХ съезда партии его закрыли раскрашенными под мрамор фанерными щитами. Потом весь торец подземного зала отгородили и сделали там служебные помещения. Так появилась нынешняя фальш-стена на <Нарвской>.

Еще одно изображение Сталина появилось на станции <Технологический институт>. Это был один из четырех барельефов в самом центре вестибюля - зале <корифеев наук>. Теперь из этого зала мы поднимается по переходу на <Технологический институт-II>. Два барельефа сохранились и по сей день - это Ленин и Маркс, а вот от двух других, Сталина и Энгельса, остались только заделанные дырки в стене.

Ну а ныне в петербургском метро можно увидеть лишь одно изображение Сталина - на <Площади Восстания>. Полюбопытствуйте как-нибудь, обратите внимание на революционные барельефы в подземном зале. На одном из них с трибуны Смольного выступает Ленин, а за ним виднеется хорошо знакомый профиль вождя народов:

Сергей ГЛЕЗЕРОВ, "Санкт-Петербургские Ведомости", 2000 год
 



Используются технологии uCoz