Главная страница

Мировые автопроизводители проводят косметический ремонт популярных моделей каждые два года: это подогревает интерес публики и демонстрирует эволюцию самого предприятия. Рестайлинг - это выгодно: замена оборудования для производства кузовных деталей и интерьера дешевле, нежели полная смена модели, и такие инвестиции практически гарантировано окупаются.

Рестайлинг для отечественных автопроизводителей традиционно был чем-то из ряда фантастики - слишком буржуазно и дорого (не менее 20 млн. евро). В течение последних 20 лет задача стояла фактически одна: чтобы машина ездила. Дизайн кузова, эргономика салона и показатели безопасности хронически игнорировались. В результате, до недавнего времени большинство современных автомобилей оставались разработками 30-летней давности: времени, когда советские инженеры еще могли себе позволить эксперименты.

Теоретически, внесение изменений в существующие базовые модели заложено в ежегодной программе каждого из отечественных автозаводов (УАЗ, ГАЗ, ВАЗ), но они были такими незначитальеными, что потребитель эти изменения практически никогда не ощущал.

Настал момент, когда отечественным автозаводам все же пришлось поскрести по сусекам: 2007 год стал годом радикального рестайлинга в России. Современный российский рестайлинг стал носить глубокий и комплексный характер. Это не только изменение внешности, но, как правило, совокупность преобразований: увеличение доли импортных комплектующих, небольшой процент технических инноваций и, наконец, радикальная смена интерьера.

Первым заводом, всерьез занявшимся трансформацией советских раритетов, стал УАЗ. Благодаря цепочке последовательных трансформаций, начиная от <козлика> и через выпускавшийся некоторое время внедорожник <Симбир>, в 2005 году на рынок вышел джип , который УАЗ позиционирует как самостоятельный, совершенно отличный от советского <уазика> автомобиль. Уже через год УАЗ выдал очередную версию <Патриота>: модель 2007 года получила импортные тормоза, новый блок управления двигателем, антиблокировочную систему тормозов (АБС) фирмы Bosh , новые элементы интерьера и новые сидения Ssang Yong. Как обещают на заводе, следующим шагом станет установка дизельного двигателя Iveсo.

Еще одной пафосной премьерой текущего года стала вазовская LADA Priora, которую завод также позиционирует как совершенно самостоятельный автомобиль, отличный от всем знакомой <десятки>. Priora действительно отличается от LADA 2110: у нее не только новый дизайн, светотехника, новый интерьер, есть и технические инновации: усилен каркас кузова и обе подвески, увеличена мощность двигателя до 100 л.с., модернизированы органы управления автомобилем, прорывом стала подушка безопасности в базовой версии. По сравнению с <десяткой>, было внесено 350 изменений в узлы и агрегаты.

Скромно, но, как обычно, с достоинством вышла на рынок в 2007 году и обновленная <Волга> ГАЗ 31105. Начиная с 2003 года, <Волга> ежегодно понемногу обновлялась, в этот раз долгожительница российского автопрома получила полностью обновленный интерьер, разработанный немецкими специалистами. Есть также небольшие внешние и технические изменения: новый руль, мультипозиционный "джойстик" для регулировки зеркал и т.д.- всего около 400 изменений.

Вслед за братьями своими <большими> решила подновить свой облик и старушка <Ока>, чудесным образом получившая второе рождение благодаря китайцам. Как рассказал директор по региональным поставкам СЕАЗа Петр Кузин, в настоящее время на заводе реализуется проект под названием <Ока-City>, который являет собой новую версию чуть было не почившей с миром малютки. <Машина хорошая, - комментирует П. Кузин. - Но морально устарела. Ведь <Ока> совершенно не менялась, начиная с 1985 года>. По словам менеджера, к концу 2007 года малолитражка должна получить обновленный кузов, выполненный по дизайн-проекту бельгийских дизайнеров, и новую оптику: круглые фары и новые задние фонари. В проект будет вложено около 800 млн. рублей.

Припозднившийся рестайлинг советских моделей вызывает неоднозначную реакцию у общественности. Современные дизайнеры над ним просто смеются, аргументируя это тем, что российские автомобили принципиально морально устарели, а увеличение стоимости вследствие рестайлинга (обычно 1-4%) может стать критическим. Конструкторы старой закалки считают, что прогресс хорош в любом виде и в любое время, во всяком случае, это лучше, чем совсем опустить руки.

Сами производители не считают, что приступили к рестайлингу слишком поздно. <У нас есть планы по разработке принципиально нового автомобиля. Между тем, если бы проект UAZ Patriot не приносил прибыль, мы бы им не занимались, - комментирует директор по связям с общественностью УАЗ Сергей Ильинский. - Мы изначально декларировали, что каждый год автомобиль будет обновляться и получать что-то новое, и мы следуем своей стратегии. Поэтому скептики могут оставаться при своем мнении>.

На ГАЗе также считают, что советским моделям, при должном и регулярном усовершенствовании, еще жить да жить. <С помощью этих изменений даем потребителю понять, что мы его не бросаем, о нем заботимся, - комментирует руководитель дивизиона <Легковые автомобили> группы ГАЗ Леонид Долгов. - И это действительно так. А с точки зрения экономики, безусловно, инвестиции размером более 20 млн. евро окупятся в течение двух ближайших лет.

На СЕАЗе также склонны считать, что рестайлингом еще можно все исправить. То, что замена кузова впридачу к новому мотору радикально скажется на стоимости возрожденного автомобиля <для малоимущих и инвалидов>, серпуховчан, кажется, не волнует. Напомним, что благодаря китайскому мотору стоимость <Оки> выросла до $5,5 тыс. (вазовская версия стоила $3 тыс.). Новый кузов добавит к стоимости еще как минимум $1 тыс.: обновленная <Ока> будет стоить 160 тыс. рублей ($6, 5 тыс.). На вопрос, будет ли целевая аудитория покупать этот автомобиль по такой цене, менеджеры ответить затруднились и выразили надежду, что да. Ну, а пока сеазовские маркетинговые службы <шупают рынок>.

Аналитики считают, что по большому счету рестайлинг отечественных автомобилей оправдан, и момент для внесения радикальных изменений в российские автомобили выбран не случайно. Это последний шанс продержаться до 2009 года, когда в полную мощность заработают новые автозавода и рынок заполонят дешевые иномарки. Напомним, что к 2010 году большинство мировых автопроизводителей пообещало вывести на российский рынок не только огромное множество автомобилей стоимостью $6-9 тыс., но и заявило о планах скорой разработки авто ценой в $3 тыс.

По мнению руководителя конструкторского бюро <Российский автомобильный дизайн> при МАМИ Геннадия Тишкина, основная проблема для отчесественных автозаводов кроется совсем не в дизайне и прочих элементах, а в понимании рынка и правильном позиционировании автомобиля для своей целевой аудитории. Для россиян в этих условиях главное удержать потребителей и вместе с тем подготовить новое предложение: у кого-то это будет сборка иномарок по лицензии, у других производство собственных новых моделей.

Самое главное - действительно иметь этот тыл, иначе все деньги, вбуханные в рестайлинг советских старушек, можно будет считать потерянными.

Елена Костякова



Используются технологии uCoz