Масленица на дворе, и, конечно
же, без блинов не обойтись. Верят, не верят, празднуют не
празднуют, а практически каждая хозяйка печет блины в эту
неделю. Уже столько веков подряд!
Чем же был блин для
русских? Ну, кроме еды:
Блины - блюдо, обрядовое
использование которого известно у восточных славян, главным
образом у русских. В других славянских культурах аналогичную
роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья)
или зерно. Основная символика блинов связана с представлением
о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим,
символически кормят ими души предков, передают блины на <тот
свет> в гробу с покойником и т.п.
Посредниками между
реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся
<извне>: нищие, странники, колядники, которым раздают блины.
Блины предназначаются также Христу, св. Власию, суженому,
первому встречному, пастуху, скоту, чучелу Масленицы, Морозу и
др.
Блины, блинчики и оладушки пеклись на Руси весь
год, но все же именно они стали главным угощением и символом
праздника Масленицы, видимо потому, что круглый румяный блин
похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму.
Блины на Масленицу пекут каждый день с понедельника, но
особенно много - с четверга по воскресенье.
Каждая
хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов.
Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к
дочке, потом к внучке и дальше. Печь блины - это целое
искусство и действо. Как сегодня женщины готовятся к выпечке
пасхи, так и раньше относились к блинам. Имели значение
духовная сторона и мастерство. Вспомните, до чего приятно
наблюдать за тем, как женщина печет блины, подкидывает и
переворачивает их на сковороде. И как хочется украдкой взять
один горячий блинчик, перекидывать из руки в руку, чтобы не
обжечься, дуть на его и есть:
Пекли блины из
пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с
добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок,
сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник,
чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка
ароматных блинчиков <с пылу, с жару>. Существовал интересный
обычай: первый блин всегда был за упокой, его посвящали св.
Власию или умершим. Блин, выпекаемый первым на масленой
неделе, выкладывали <родителям> на слуховое окно, божницу,
крышу или могилу, давали нищим в память о предках или съедали
за упокой усопших. Если его клали на слуховое окошко <для душ
родительских>, то обязательно приговаривали: <Честные родители
наши, вот для вашей душки блинок!> В городах первый блин
отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В обряде
похорон Масленицы блин дают в руки чучелу, которое сожгут.
Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами.
Особенной популярностью в этот период пользовались сдобные
дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу,
подавались в трактирах и закусочных вместе со сметанкой,
грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками,
вареньем, медом. Запивали их чаем, сбитнем, горячим молоком. В
знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные
половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные
поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и
украшенные яркими рисунками.