Беседуя с владельцами и руководителями компаний о совершенствовании и развитии бизнеса, я всегда говорю - выбросьте из головы шаблоны, выйдите за рамки традиционного ведения дел! Если хотите достичь чего-то значимого. Если не хотите - считайте, что завтра Вас, как бизнеса, уже нет. Тогда не тратьте время и деньги. Брендинг, маркетинг, стратегическое планирование, :- это частности. Основная ценность - Ваш подход к бизнесу. Личности создают бизнес! Если это сугубо ВАШ подход к бизнесу - есть шансы на успех, если так, как должно быть - затяжная, но верная петля к концу. Назовем ли это <креатив>? Как угодно. Главное - не как у всех. Быть одним из многих - не быть ни кем. И главное, не быть замеченным Покупателем. Той категорией людей, у которой при общении с Вами или Вашим продуктом должно возникнуть непреодолимое желание открыть кошелек, вытащить свои кровные заработанные и с УДОВОЛЬСТВИЕМ отдать их Вам. Это - стандарт. Так должно быть. Все остальное - практическая фантазия, креатив.
Хочется настоящего успеха - необходимо нацеливаться на сверхприбыль, <снятие сливок>, что значит дать потребителю то, чего не дают другие, в то время, в которое не успевают другие, так, как не преподносят другие. <Наш> товар должны хотеть, хотеть жутко, невыносимо. Традиционным способом организации бизнеса достичь этой цели невозможно. И не важно, что продавать - возможность выжить, свести концы с концами с помощью <Обычного> продукта, или престиж в виде роскошного рестайлингового седана, или просто спокойствие и уверенность в виде консультационного сопровождения. Яркий пример - подход компании Google к электронной почте - регистрация на почтовый сервис только через личностные приглашения. Это одно из локальных выражений в целом креативной организации бизнеса одной из успешнейших корпораций мира.
Получение такого результата, и не разового, случайного, а устойчивого, возможно, с моей точки зрения, только при одном условии - духом и стилем достижения такого результата должна быть пропитана вся организация от генерального менеджера до технического персонала, от организации работы секретариата и финансового отдела до департаментов развития и маркетинга, через IT, производство, продажи. Это должно стать культом развития организации, ежедневным стандартом ее жизнедеятельности. Стандартом нестандартного подхода. Стандартом креативности.
Вопрос, как практически создать такой бизнес? Непросто. Но интересно и благодарно. Шаблонов нет и быть не может. Значит, придется <придумывать колесо>. Каждый день. Каждым сотрудником. Для каждого участка, блока, процесса. Это и бренд, и реклама, и маркетинг, и программы развития, и система подбора персонала, его мотивация и все, все, все! И невозможно выделить, где креатив важнее - в дизайне, структуре, стратегии или еще где. Он либо есть и работает тотально, либо его нет. Это фундамент и каркас, которые строятся вокруг идеи и философии. Философии инновационности и креативности.
Ценность креативного подхода к бизнесу имеет сугубо предметное выражение.
Во-первых. Бизнес, отражающий личностный подход лидеров, приносит большее удовлетворение в работе, что соответственно и повышает его шансы на выживаемость и на большую отдачу на инвестиции.
Во-вторых. Можно быть более уверенным за сотрудников. Атмосфера творчества притягивает людей, формирует команду и вряд ли одними материальными соблазнами у вас их можно будет переманить.
В-третьих. Скопировать такой бизнес невозможно, потому что невозможно скопировать основную ценность - индивидуальность и креативность.
В-четвертых. Структура управления бизнесом становится очень гибкой, чутко реагирующей на <дыхание> рынка.
В-пятых. Конкурентам, мыслящим академически, невозможно предугадать ваши планы развития, а соответственно, и разработать контрмеры по противодействию и сдерживанию.
Консультируя Российские, европейские и северо-американские компании и, соответственно, имея возможность сравнивать, могу сказать, что креативность проявляется в зарубежном бизнесе чаще. Причем, у зарубежных компаний это осознанный подход к ведению бизнеса, а у отечественных - эпизодические всплески в основном в области брендинга или рекламы, да еще и часто компенсирующие отсутствие опыта и знаний.
Реально ли перестроить существующий бизнес или новый
креативный подход возможно реализовать только <с нуля>?
Конечно, проще начать <с нуля>. Но, как показывает мой
опыт работы с одной крупной российской
производственно-торговой компанией - при желании
владельца, его активном участии и настойчивости,
поддержке ядра команды за полтора года нам удалось
успешно реализовать проект коренной перестройки
организационной, <мягкой> составляющей бизнеса от
традиционного типа к
личностно-проектно-креативному.