Зигмунд Фрейд, человек, несомненно,
Кто поймет этих древних, как это у них выходило
- то ли плотская энергия у них била через край,
то ли ценный объект от малоценного отличить
не умели, но только явно знали они
Древние и впрямь не только не задумывались
о сравнительной ценности объектов - не ведали они
и о грани между порнографией и эротикой, между
сакральным и профанным. Да и дионисийские оргии
у них
Правильно вы все подумали: да, девушки этими олисбами, кожаными и терракотовыми, вовсю пользовались по прямому назначению, обсуждали с подругами достоинства искусно изготовленных игрушек, заказывали у ремесленников (<официально> тачавших обувь), подписывали своими инициалами:
Думаете, порнографическими сценками расписывались только стены
лупанариев, то бишь публичных домов,
Эрот же властвует безраздельно: в уединении
ли ложа, на шумных ли симпосиях, то бишь пирах,
где веселье идет полным ходом, с гетерами, флейтистками,
акробатами, певцами и танцорами, и где, конечно же,
не обходится без соответствующей <тематической> утвари. Чего
тут только нет, выдумка античных мастеров поистине поражает
воображение. Лепные и рисованные эротические сценки
на внешней и внутренней стороне сосудов для вина дело уже
привычное, есть штуки и позатейливей. Например, чаша
на <трехпалой> ножке в виде фалла;
Украшенные эротическими изображениями светильники, чаши, коробочки для благовоний, амулеты, пряжки, подвески в виде мужских гениталий - вот чем наполнен доверху дом античного человека, вот среди чего живет он, <не ведая стыда>:
Античному человеку свойственно очень конкретное и реалистическое мышление, поэтому излюбленный сюжет античной культуры - Леда с лебедем - будет чередоваться с многочисленными и крайне натуралистическими изображениями женщины, совокупляющейся с ослом, или погонщика в недвусмысленной позе с мулом, а также с буколическими описаниями пастушеских будней в обществе пасомых:
В дионисийском хороводе теряются и становятся неважными различия пола, возраста, биологического вида, наконец: Древние не знают, что такое зоофилия и гомосексуализм. Зато они убеждены, что только те мужчины, что испытывают склонность к юношам, наиболее пригодны к государственной деятельности. <Поклонник может сделать юношу умнее и добродетельнее>, а знаменитый <отряд любовников> - самая грозная сила в бою, ибо спаян он любовью, верностью и желанием не осрамиться в глазах возлюбленного. Про педофилию они тоже не догадываются: <тринадцать лет наступило ему - он вожделеннее стал. Годом позднее пришел еще более сладостный возраст: а семнадцатилетний юноша не для меня: создан для Зевса лишь он>.
Почему