Опера "Иоланта"

Мои представления об опере, как таковой. Заведомо простой сюжет, это не главное. Будучи сложным, сюжет может отвлекать внимание слушателя от исполнения. Надо слушать оттенки, интонации, игру. О чем игра, все знают, важно - как изображено. В связи с этим, вспоминаю находку С.Юрского, читавшего по-французски нечто, всем заведомо знакомое.

На этот раз я ничего не знал, не подготовился, не прочитал. Передо мной разворачивается некий сюжет. Сначала вообще не понимаю, о чем речь. Поют по русски, но слова пения разобрать трудно. Наверху идут субтитры, английские. Английский знаю плохо, но чтобы что-то понять, пытаюсь читать по-английски, наблюдаю действие, пытаюсь разобрать слова. Английский отбросил быстро, - слишком много требует внимания. Смотрю и слушаю. Первые минут десять было неуютно, - не могу воспринимать, поскольку не понимаю, что происходит. Декорации едва намечены, смысл в музыкальных диалогах, слов не разобрать.

В общем-то это нормально, книга редко захватывает сразу, надо войти в ту реальность, о которой речь, и только после этого слова и предложения наполняются смыслом. У меня не было привычки перечитывть книги, даже те, что вызывали восторг, хотя понимаю, что это было бы правильно. Мой сын наоборот, перечитывет всегда, иногда не один раз, и каждый раз книга вызывает новые впечатления. Одну из книг он прочитал раз пять, и наконец, сказал, - я взял отсюда все, больше ничего не будет. Я предложил ему прочитать лет через десять...

Через какое-то время я понял о действии достаточно, чтобы оно не сильно отвлекало, и (кажется) услышал. Во всяком случае, эмоциональное восприятие музыки и пения было хорошее.

Казалось бы, для моего въедливого анализа, там не было ничего, и быть не должно, в опере доминирует другое. Но обнаружил. Я как-то не думал о том, что для человека незрячего теряются очень многие простые понятия, начиная от красоты, гармонии цвета, изящных форм, это должен бы быть очень другой человек, с которым о многих вещах говорить невозможно. Но это не так! Мне были знакомы слепые от рождения и принципиальных различий в них как-то не разглядел. Это подтверждает предположение о том, что мы видим не фотографии окружающего мира, а рисунки, которые наше вооброжение прозводит из обрывков информации о нем. Не так много сведений для этого надо, и не столь важно, как они приходят.

Интересная мысль: Иоланта не знает, что она слепа, от нее это тщательно скрывали от рождения. Каковы были ее ощущения? И еще. Для того, чтобы научиться видеть, надо понять, что ты слеп. - Это глубоко и правильно.

У моего внука от самого рождения было такое представление, что он знает все, все может, все умеет. Не было вопросов, сомнений, любопытства, не действовали примеры, доказывающие обратное, нас это очень беспокоило. Его практика иногда способствовала таким представлениям, я даже сам начал сомневаться в том, что я прав. Пример. На даче установил пинг-понг. Дима, никогда не державший в руках ракетку, посмотрев, как играют, сказал: "Я умею играть в теннис". Попробовал. Сначала не получалось, но его это ничуть не смущало. Через короткое время я его уже обыгрывал с трудом. Только года три назад он "прозрел" и впал в другую крайность - "я ничего не знаю и никогда не смогу узнать".

Еще одна мысль (о чем тоже никогда не думал) - ощущения прозревшего слепого. Насколько велики расхождения между тем, что сложилось в его голове и тем, что он вдруг обнаружил, прозрев. Может ли реальный мир оказаться безобразно блеклым?

Не могу сказать, думал ли я обо всем этом во время действия, или уже после его окончания, но мне все понравилось, моей спутнице тоже. Мы решили, что не откажемся, если нам предложат нечто подобное еще когда-нибудь.

Спектакль поставлен "современно", декораций почти не было, не было "погружения в эпоху", не было "камерности" (в большом зале, вероятно, она и невозможна). Костюмы современные, почему-то отчасти. Иоланта выступала в обычной юбке и блузке. Это не сильно отвлекало, м.б. так надо, - искусство вне времени, вне пространства, и вообще, здесь главное - звучание, а с этим было все в порядке.

Весь зал был заполнен. Публика приняла спектакль умеренно хорошо, после окончания при представлении артистов иногда возникали овации, но достаточно слабые.

О новом здании. Не так давно его архитектура вызвала волну резкой критики в СМИ, но постепенно критика заглохла. Здание построено на месте ДК им. 1-ой Пятилетки, одно время я работал недалеко и часто приходил в кафе ДК на чашечку кофе, т.е. прежнее здание рассмотрел хорошо. Оно было в стиле 30-ых годов, его называют "Советский классицизм", иногда "Дешевый классицизм", псевдоклассицизм - колонны, портики, - все как полагается. Оно не вписывалось в архитектуру Театральной площади, но и не мешало, - стояло немного в стороне, где никаких архитектурных доминант не было, некоторые окружающие дома - из тех же времен. ДК снесли, все его место теперь занимает "Новая сцена Мариинки". В сравнении с ДК, здание выступает на насколько метров вперед, к ул. Декабристов, из-за чего он стало видимым с площади. Это небольшой кусочек, но яркий, место перед входом стало как бы продолжением площади. Я не увидел какого-то диссонанса. Здание без претензий, не отвлекает внимание от собственно старой площади. По высоте такое же, как был ДК. Т.о., архитектуре ставлю "зачет", экспериментировать в старом городе непросто, от необычного отказались. Выглядит современно, но вполне обычно, большое внимание не притягивает.

Заходим внутрь. "Театр начинается с вешалки". Это - справа внизу. Вниз ведет лестница, наверх можно подняться на экскалаторе. Поднимаемся. Фойе располагается на трех (или даже четырех) уровнях, кадый уровень - полукруг, охватывающий зал. Сам зал снаружи выглядит как сплошной большой желтый цилиндр (как мне сказали, из оникса). Этот цилиндр просматривается со всех уровней, которые прилипают к нему полосками полукругов. Цилиндр весь равномерно светится изнутри (такое впечатление). Мы пришли минут за 40 до начала, все просмотрели. Была небольшая выставка театральных костюмов из постановок, и кроме архитектуры, это было все, чем можно занять внимание. - Мало. Обычно в фойе есть стенды, на которых информация об истории постановок, об артистах театра. Здесь нет стендов. Минут за 10-15 открыли вход в зал. Зал похож на обычные залы, но заметно больше. Партер и несколько ярусов. Действиительно, видимость хорошая с любого места, каждый ряд достаточно приподнят от предыдущего. Знаменитую акустику мне оценить трудно. Слышимость хорошая, хотя мы были не так близко.

Публика совсем разная по возрасту, я думаю - это был возрастной срез населения города. Были очень старые зрители, едва передвигающиеся с клюкой, и совсем молодые мальчики и девочки.

21.10.2013.
Ханов О.А.
В начало