Есть ли логика в нумерологии?

Из Википедии:
"Нумерология — система эзотерических верований о мистических связях чисел с физическими объектами, процессами и жизнью людей и их сознанием, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга."

В компьютерную эпоху все больше явлений окружающего мира предстают в виде цифровых массивов или последовательностей чисел. Появилось понятие "оцифровка реальности", т.е. роль и значение чисел возрастает. Числами, отображающими процессы, всегда занималась математика, причем ее выводы соответствовали происходящим явлениям, что могло склонять к мысли о том, что число - это инобытие материи (сейчас для этого есть много больше оснований).

Связь материя - число установлена с момента появления чисел, а вот обратной связи нет, влияние чисел на явления материального мира в явном виде не наблюдается. Именно этот аспект - действие чисел на окружающий мир и составляет предмет нумерологии.

Вопрос, вообще говоря, шире, чем он здесь обозначен. Разные виды искусства - живопись, музыка, литература и прочие занимаются отображением реальности в своих формах. Однако и здесь обратных действий нет. Обратные влияния можно найти лишь в литературных сюжетах, например, в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея", где жизнь героя была зависима от его изображения.

И все-таки, возможно ли влияние чисел, или других форм отображения на реальность? Возможно ли это "в принципе", теоретически, умозрительно? Попробуем разобраться и понять, что для этого необходимо? Т.е. будем искать логическое оправдание возможности символов при определенных условиях влиять на источник, пусть даже эти условия будут фантастическими. Кстати, есть довольно молодая наука семиотика, которая изучает знаковые системы. Она, в частности, изучает разные виды связи знака и того, что он обозначает. Если случится, что нумерология получит признание, она станет разделом семиотики.

Начнем с простого, - может ли дата рождения человека влиять на его последующую жизнь?

Если предположить такое влияние, то кроме нумерологии следовало бы иметь ввиду и астрологию, поскольку каждой дате соответствует свое уникальное расположение планет и звезд. Здесь нумерология и астрология расходятся лишь в обозначении причин зависимости. Для нумерологии это цифры, абсолютное значение даты, для астрологии - звезды. Я одинаково скептически отношусь и к одному, и к другому, но готов попытаться дать оправдание существующим верованиям и подумать о том, что необходимо для существования подобных связей. Среди мотивов к такому занятию есть вера в то, что любые идеи, возникающие в нашем сознании, не могут не иметь какого-то смысла, для них всегда найдутся прототипы в реальности. История науки имеет множество тому примеров. А микрофизик Д.Дойч пришел к выводу, что все, что не противоречит законам физики, существует. При этом, мы не можем быть уверены, что имеем полный свод этих законов.

Таковы общие соображения по данному вопросу, перейдем теперь к конструированию обоснования нумерологии.

1. Предположим, что в каждый момент времени имеется определенный набор объективных человеческих характеристик, уровень (величина) которых выражается численным значением, типа: в момент t1 имеется N1.1 "душевности", N1.2 "толерантности", N1.3 "оптимизма", и т.д. В момент t2 все эти значения другие, параметры изменяются согласно некому закону, причем у каждого параметра есть свой цикл. Имеется и совокупная цикличность, хотя и весьма замысловатая, т.к. у каждого свойства период изменения от максимума к минимуму и обратно, разный. Каждый человек, родившийся в данный момент, принимает весь набор свойств с уровнями, соответствующими этому моменту. В итоге, если знать все элементарные циклы и их фазовую расстановку, портрет человека можно определить математическими методами по моменту рождения.

Цикличность важна, именно она позволяет вычислять и предсказывать. Речь идет о самой простой, гармонической цикличности элементарных человеческих свойств, хотя можно предположить и более сложную функцию. Природе, однако, свойственны простые колебания, а из элементарной математики известно, что любую сложную функцию всегда можно разложить в гармонический ряд.

Какова же может быть причина существования такой зависимости и что, собственно от чего зависит?

В данном предположении свойства человеческой психики зависят от "текущего состояния Вселенной" - так можно трактовать каждый конкретный момент времени. Иными словами, психика и физика должны быть каким-то образом взаимосвязаны. Наука утверждает, что психика есть функция мозговой деятельности. Религия (в некотором смысле) ставит психику над физикой ("И увидел Бог, что это хорошо"). И если Мировой процесс управляется волей Бога, то каждый момент времени действительно может иметь следы психических воздействий Бога, которые передаются человеку. Многие теологические системы допускают постоянное управление, т.е. вмешательство Бога во все земные дела. Более жесткая связь (физики и психики) вытекает из представлений, в которых Бог и мир едины, крайней формой которых является пантеизм. В пантеизме, однако, Бог растворяется, по сути это уже почти материализм. Надо упомянуть еще солипсизм, согласно которому, весь окружающий мир - это порождение индивидуального сознания. Для всех таких вариантов наличие "психо-физики" очевидно.

Если момент рождения определяет свойства человека, то генетика, условия жизни и воспитание остаются в стороне. Вероятно, это не так, день рождения является если и доминирующим, но все-таки одним из факторов.

2. В рассматриваемой системе каждому числу можно сопоставить определенное состояние Вселенной, которое определяет свойства родившегося человека. Каждый момент уникален, и, соответственно, каждое число тоже уникально, оно обозначает как свойства человека, так и процессы, происходящие во Вселенной. Некоторые числа, указывающие на граничные состояния, в которых происходили эпохальные события, можно наделить особым статусом. Более того, т.к. нам неизвестны источники физических законов и законов развития (мы все это принимаем как данность), можно предположить, что таким источником является время (это почти очевидно), а каждый момент времени имеет свой уникальный порядковый номер. Что в этой паре (физическое время - его математическое отображение) первично, - большой вопрос. Можно предположить обратное общепринятому, - что время отображает последовательность чисел. Такое предположение не менее вероятно, чем традиционная аксиома. Но тогда надо считать, что состояние Вселенной зависимо не от момента времени, а от числа, его обозначающего. Соответственно, человеческие свойства, о которых была речь в п.1, зависимы от числа, от даты рождения. Так числа наделяются собственным смыслом и становятся источником всех прочих смыслов. Число можно трактовать как имя, а имя в некоторых теориях, определяет свойства того, что оно обозначает.

3. В данном предположении момент рождения имеет чрезвычайное и в какой-то степени метафизическое значение, поскольку происходит фиксация, запоминание организмом мгновенного состояния "психофизики" Вселенной. Состояние Вселенной потом меняется, а в человеке на всю жизнь остается именно то, с чем он родился.

Казалось бы, тут "чистейшая метафизика". Но в человеческой практике широко используется нечто похожее - углеродный анализ, который позволяет определять момент смерти человека, поскольку материя, из которой состоит (состоял) человек до и после смерти физически (!) различаются. Сто лет назад такое утверждение могли бы делать только крайние идеалисты, сейчас это повседневная практика археологов, причем используемые для этого эффекты весьма простые.

В заключение, следует заметить, что представление о "психофизической окраске" каждого момента времени и ее впитывание человеком при рождении здесь введено без каких-то на то оснований ("волюнтаристски"). Соответственно, можно построить и другие системы, объясняющие некоторые странные наблюдения. Но именно так и строятся научные теории, - вначале как фантазии, которые потом отклоняются, либо вырастают в гипотезы. Однако прежде чем заниматься построением гипотез, надо убедиться (например, статистически) в наличии фактов для такого осмысления. Здесь это требование не соблюдено, информация о зависимостях принята на веру.

4. Еще один аспект. Природа отражения, отображения, интерпретации имеет прямое отношение к обсуждаемой теме. Поставим простой вопрос: "Что следует считать истинным, настоящим, а что временным, случайным, - геном, или существо, которое появилось на свет на основании этого генома?" Казалось бы, ответ очевиден, - геном, не изменяясь, дает жизнь тысячам, миллионам поколений, а каждое существо, вылупившееся из него, случайное и мимолетное. Именно геном надо хранить и более всего беречь, невзирая ни на что, это в нем заключено настоящее и будущее данного вида, отдельные существа в сравнении с ним - ничто.

Геном, как и существо, имеет определенное "материальное воплощение" в виде молекул ДНК и прочих молекул (подробнее и достовернее можно узнать у генетиков и микробиологов). Однако, суть генома нематериальная, она информационная, и, в принципе, материальный носитель информации, которую он хранит, может иметь другую природу.

В контексте обсуждаемой темы нас интересует вопрос о том, что есть отражение? - Информация в геноме есть отображение существа, или наоборот, - существо есть отражение информации генома. Почти очевидно, что надо признать существо отражением. И в то же время, оно, это отражение имеет более высокий уровень реальности. При этом, отражение, хотя и не напрямую и не сразу, но способно статистически оказывать влияние на свой источник, вызывая генетические изменения. Этот пример показывает, что отношения между отражением, в качестве которого обычно выступают символы и того, что они отражают, могут быть очень непростыми, при этом понятия "источник" – "отражение" могут быть и не совсем четко разделены.

Другой пример, - математические расчеты и проектная документация на изготовление некого изделия. Что тут первично, и "кто кого отображает"? Деталь, изготовленная по чертежу формально является символьным отображением чертежа. Но может быть и обратная ситуация, - деталь тщательно измерена и по измерениям сделан ее чертеж. Чем принципиально, "концептуально" различаются эти чертежи?

Ю.Лотману, сделавшему много для утверждения семиотики как науки, принадлежат такие слова: "Все есть текст". Текст и число - близнецы и братья, они различаются лишь формой представления своих прототипов. В этом смысле, перефразируя Лотмана, можно сказать, что "все есть числа". И значит, операции с числами сродни операциям с их прототипами. С таким утверждением легко согласятся математики, и оно понравится сторонникам нумерологии.

20.09.2017
О.Ханов
В начало