7
<< Вернуться    << Все тексты   monitor49@mail.ru     Ханов Олег Алексеевич

Самозванцы, критики, культура

04.11.2011 Александр Попель. Замечание к тексту "Музыкальный эксперимент" (proza.ru)
На стихи.ру проводился похожий эксперимент: там вывесили стихи известных маститых авторов под псевдонимом. И, в общем, эти стихи не привлекли особого внимания. Говоря о контексте, следует заметить, что пиар и "раскрутка", также являются его важной частью. Рискну даже предположить, что это происходит в большинстве случаев. Искусство превращается в продукт массового производства, на первые роли выходит не художник или артист, а продюсер, арт-директор, короче говоря - менеджер проекта.

Интересно было бы провести эксперимент "наизнанку": с присутствием контекста в виде престижного концертного зала, дорогих билетов и т.п., но чтобы играл там самозванец, загримированный клоун, а музыкой служила бы фонограмма записанная с помощью компьютерной программы и семплера. Интересно, кто-нибудь заметил бы подмену?

04.11.2011. Ханов О.А.
Думаю, что нет.
На днях в программе "новости" видел сюжет о том самом эксперименте "наизнанку". Некий самозванец лет 10 писал картины, выдавая их за случайно обнаруженные неизвестные работы известных мастеров. Да так искусно, что специалисты, вооруженные современной техникой не смогли обнаружить подделку. Его шедевры пополнили коллекции известных музеев, серьезные критики выносили серьезные суждения. После раскрытия подлога и ареста автора дорогие шедевры вдруг превратились в никому ненужные картинки.

Что же из этой истории следует? И как относиться к суждениям критиков?

Мнение такое.
Культуру, как "контекст" произведения, формируют признанные авторы. Каждая новая работа что-то изменяет в этом "контексте". "Признанный автор" - законодатель изменений. Специалисты критики - вторичны, их задача - все увидеть, понять и объяснить, принимая эти работы как "данность", не допускающую сомнений. Осмелюсь предположить, что критик может увидеть в картине (подлинной) больше, чем вкладывает в нее сам автор, и хорошего умного критика можно считать соавтором произведения. Они причастны к произведению и к культурному контексту. И поэтому к критикам у меня вопросов нет.

"Обнаруженные" новые работы как-то изменяют направление развития культуры. Обнаружив подделку, надо вернуться немного назад. Но могло случиться так, что это новое направление было подхвачено реальными признанными авторами, и тогда "обратной дороги" нет. Если бы такое случилось, следовало бы внести имя отбывающего свой срок "художественного клоуна" в списки выдающихся мастеров, поскольку он случайно стал "законадателем".
Люди     Объекты     Годы     Темы     В начало