<< Вернуться    << Все тексты   monitor49@mail.ru     Ханов Олег Алексеевич

Дневник 1961-62 г. и комментарии автора через 50 лет

Девочки любят писать дневники. В 14 лет моя старшая сестра увлеклась этим занятием. Во многих начинаниях она была примером, и я тоже стал записывать все, что происходит. Но мы с ней это понимали по-разному, причем она - именно так, как и должно бы быть - записи личные, сопровождаемые оценками ситуаций. Я не видел ее тетрадку, но предполагаю, что там было так, поскольку через некоторое время Галя сказла, что все уничтожила. Я же, когда начал записывать, сразу предположил, что записи могут попасть в руки родителей, интересы и мнения которых к тому времени уже совершенно отличались от моих собственных. Поэтому внутренняя цензура изначально присутствовала, и на страницы могло попасть изложение только нейтральных событий. И тем не менее, эти сухие скучные записи повседневной жизни школьника все-таки несут информацию о том двенадцатилетнем человеке и об (уже далеком) времени.

Здесь приведены комментарии к некоторым сюжетам со ссылками на соответствующие тексты.
31.03.2012
Хозяйственные работы.
В Советском союзе существовала практика привлекать работников предприятий (в основном, НИИ) и учащихся на хозяйственные работы - городские или сельские. Работников привлекали по необходимости (сбор урожая, ликвидация послествий стихии и т.д), для школьников такие работы были формой "социалистического воспитания подрастающего поколения". Предприятия должны были регулярно подавать соответствующие заявки в райисполком. Когда работы не было, ее придумывали.
<< в 1961 год<<

Наказания за проступки
Это было начало 6-го класса. В таком возрасте наказания "физические" (ремень) ко мне уже не применялись. За проступки мама ругала, ставила в угол, ограничивала свободу. Четверки тогда еще были под запретом (в пятом классе я был круглым отличником).
<< в 1961 год <<

Баня
В то время была 48-часовая рабочая неделя (6 дней по 8 часов). В баню ходили в субботу вечером или в воскресение. Прошло два года с тех пор, как мы переехали в новую квартиру с ванной, но как альтернатива бане она не воспринималась.
<< в 1961 год <<

Книги, фантастика
Книга "Калисто" - фантастика (контакты с внеземными цивилизациями). В том возрасте были интересны только такие книги.
<< в 1961 год <<

Газеты
С этого времени, в течение 35 лет газеты читал регулярно.
<< в 1961 год <<

Изготовление ключей
На входной двери был у нас популярный в то время финский замок, маленькие ключи от которого терялись часто. Отец выгибал тостый гвоздь, получалось нечто похожее на знак вопроса, зажимал заготовку в маленькие тиски и напильником по образцу выпиливал канавки. Через год мне пришлось и самому освоить это ремесло.
<< в 1961 год <<

Телефонные номера
Здесь можно обратить внимание на запись телефонного номера - буква и пять цифр. Улица Московская = ул. Ольги Бертгольц.
<< в 1961 год <<

Пионерская комната
Пионерская комната - помещение в школе, где можно проводить свободное время. Это нечто похожее на Ленинскую комнату в армии.

Кепка проявится ниже - вскоре я ее потерял.
<< в 1961 год <<

Пионерская жизнь
"Совет дружины" - орган управления пионерской организаций в масштабах школы. Председатель совета дружины - главное школьное "политическое" лицо, назначается из старшеклассников. В совет дружины входит актив класса - Председатель совета отряда, его заместители, возможно - звеньевые. Саша Брыков был председателем, я тоже занимал какуе-то должность, которая требуют присутствия на таких собраниях. По уставу, там должны обсуждаться все вопросу пионеской деятельности и готовится мероприятия, в которые надо вовлекать школьников. Но фактически не было никаких обсуждений - назначенные люди зачитывали какие-то тексты, на мой взгляд, совершенно бессмысленные (такое мнение было тогда, содержание сейчас не помню). Т.е. абсолютно все темы поступали "сверху" - из партийных сфер и от администрации, они принципиально не допускали озвучивания каких-либо несанкционированных мнений. Т.е. к началу 60-ых годов пионерская работа (во всяком случае, в моей 327-ой школе) проводилась совершенно формально, только для отчета - "работа проведена". Мне было жалко тратить время на это бессмысленное занятие и уже тогда для себя решил, что никогда никакой общественной работой заниматься не буду. Когда в 8-ом классе меня пытались назначить Председателем совета отряда, я избежал этого, вступив в комсомол.
<< в 1961 год <<

Классный руководитель
Учительница литературы Мызникова Людмила Николаевна, она же наша классная, - молодая женщина, примерно 1935 г. рождения. Строгая, жесткая, почему-то ко мне относилась хорошо. Она знала, что литература - предмет для меня неподъемный, вызывала крайне редко и ставила исключительно положительные отметки. Тогда я ничего этого не понимал, она не была в списке положительных школьных лиц.
<< в 1961 год <<

Труд
Школа использовала советский принцип "Трудовое воспитание" для решения своих хозяйственных нужд.
<< в 1961 год <<

Телевизор
Процентов 50 семей телевизоры в то время уже имели. У нас его не было, и на следующий день по этому поводу утром я отправился к своему товарищу Брыкову Саше, где можно было посмотреть нужную программу.
<< в 1961 год <<

Сестра
Галя (сводная сестра) часто уезжала на Петроградскую к своим родственникам, в какое-то время - каждое воскресение.
<< в 1961 год <<

Космос
Все десятилетие 60-х космическая тема имела всеобщий интерес.
<< в 1961 год <<

Вторсырье
"Сбор бумаги, металла, банок" в школах проводился регулярно. Мы ходили по улицам и дворам, увидев что-нибудь металлическое - тащили во двор школы. Активных участников поощряли каким-нибудь символом типа "передовик сбора металла". Иногда бывали проблемы - рабочие поставили некую конструкцию, ушли на обед, а за это время школьники утащили ее на металл.

Родителям такие занятия своих детей не нравились (оно грязное и связано переносом тяжестей). Чтобы удовлетворить эти школьные требования, во многих семьях накапливали консервные банки, бумаги и старые газеты, чтобы в нужное время дети лекго смогли бы участвовать в этих кампаниях.

Мне почему-то занятие нравилось - ассоциировалось со спортом и охотой, с присуждением приза. И ходил я по дворам и закоулкам вместе с одноклассниками в поисках того, что "плохо лежит".
<< в 1961 год <<

Линейка
"Торжественная линейка" - официальное мероприятие, исходящее от партийной, комсомольской и прионерской организаций школы. На линейку выводятся учащиеся, они располагаются на отведенной для этого площади (двор или зал) по классам в линии или колонны. Затем зачитывается официальное сообщение по теме сбора. Продолжается недолго.
<< в 1961 год <<

Самостоятельность
В 12 лет перемещался по городу свободно, но город еще плохо знал.
<< в 1961 год <<

Сводная сестра
Мать Гали умерла в 1948-ом году. До 7-ми лет она жила в Сланцах с бабушкой. Бабушка Зоя Ивановна, как опекун, до 1962-го года получала от государства какие-то деньги по случаю потери дочери. В 1955-ом, после напряженных переговоров, Галя перехала в Ленинград, где жила в новой семье своего отца. Бабушка присылала ей посылки разного содержания.
<< в 1961 год <<

Румынки
Румынки - модные зимние сапожки опредленного фасона.
<< в 1961 год <<

Свобода
Отсутствие свободы, мечта о свободе и стремление ее обрести - таковы были устремления в этом возрасте. К 61-му году уже была установлена полная свобода перемещения по городу, но еще не было свободы самостоятельного выбора одежды. Поэтому "придти в школу без пальто" было демонстрацией собственной силы, своего значения перед однокласниками. Глубокой осенью такое мог себе позволить только очень свободный человек.
<< в 1961 год <<

Шефы
Подшефный завод, вероятно, выделил для этой цели автобус. Поездка понравилась - новые впечатления, новые места, ночной город и неформальная обстановка - рабочие и школьники на несколько часов оказались в одном коллективе. Вожатый назначался по согласованию партийных организаций завода и школы. Вожатого видели часто - он занимался подготовкой разнообразных внешкольных мероприятий, инициатором которых он мог быть сам, школа или завод, при необходимости привлекая для этого заводские возможности.
<< в 1961 год <<

Практика
Производственная практика начиналась с 6-го класса (с 12 лет). Приходили на завод, и если была там простая работа, какое-то время занимались, но чаще отправляли что-нибудь подметать. Для работников такие нашествия плохо управляемых школьников - большая "головная боль".
<< в 1961 год <<

Иностранный язык
Соседка Ксения Александровна знала 8 языков, давала частные уроки. Предложила заниматься (бесплатно) немецким со мной. Желания тогда не было, но занимался.
<< в 1961 год <<

Авторучка
Когда в 1956-ом пошел в школу, писали только чернильными металлическими перьями. На уроках чистописания нас приобщали к искусству калиграфии. В написании каждой буквы толщина линии меняется, плавно переходя от широкого стержня - до тоненькой завитушки внизу с хвостиком, в написании которого можно было вложить свою индивидуальность. Нас учили, гда надо писать с нажимом, где его надо ослабить,где снова нажать. Невыпонение этих правил было ошибкой, - искажением письма. Чернила в школе разливали в открытые чернильницы, которые вставляли в специальные углубления на партах. Можно представить, какие следы могли быть на лице, одежде и проч. при обычных потасовках, в которых в качестве оружия использовались чернила. Это был запрещенный прием, к которому иногда прибегали девочки. Чернила очень трудно отмыть и отстирать.

Через некоторое время появились и сразу получили широкое распространение пластмассовые чернильницы "непроливайки", которые произвели маленькую революцию в школьных делах.

В конце 50-ых появились авторучки, но до 5-го класса пользоваться ими запрещалось - оппозиция этому грубому средству письма, "под корень" подрубающее целое напрявление письменной речи - чистописание с элементами калиграфии, в образовательной среде была сильна. Предполагаю, что к 1961-му авторучки были уже близки к победе, поскольку в школу пришлось принести не только перьевую ручку, но и чернила. Но стоила авторучка недешево, потерять ее было неприятно.
<< в 1961 год <<

Инженер
"В инженеры я б пошел, пусть меня научат..." - Большую часть производственной жизни я был инженером.
<< в 1961 год <<


Елка
С елками было просто - надо не полениться, поехать, срубить, привезти. Лес располагался тогда много ближе, - там, где сейчас "спальные районы", и никаких разрешений не требовалось. Из детского стихотворения: "Елку вырублю в лесу, елку в школу принесу..."
<< в 1962 год <<

Вино
До тех пор вино для меня было под строжайшим запретом, поэтому "полторы рюмки красного" - событие. Гале через 10 дней исполнится 15 лет, она уже жила своей самостоятельной жизнью, игнорируя семейные требования.
<< в 1962 год <<

Красный уголок
Красный уголок. В каждом микрорайоне было место с таким названием. Красный уголок был одним из средств культурного и (в меньшей степени) политического влияния на население. Это был клуб, где могли встречаться жители, играть в игры, слушать музыку, смотреть фильмы. Когда телевизор был еще в диковинку, там можно было смотреть телепрограммы. Вход в уголок свободный - приходил, кто хотел. Руководство занималось организацией праздников - как тот новогодний вечер.

Что же касается косметики, она порицалсь, но допускалась все-таки. Однако, много косметики - плохой признак, это знак. Также, как косметика у совсем молодых девушек.
<< в 1962 год <<


Самодельный телевизор
Телевизор - вещь новая, популярная и очень дорогая. Это был признак благосостояния, предел мечтаний многих, и не каждый мог предполагать, что когда-нибудь мечта осуществиться. У нас телевизора не было, хотя у отца была хорошая зарплата и было, конечно, желание. Самодельный телевизор, показывающий мерцающие тени - тоже большая удача.
<< в 1962 год <<

Джаз под шифром
В конце 50-ых - начале 60-ых джаз, как направление, был под сильным огнем официальной критики, и потому среди молодежи был чрезвычайно популярен. У нас был новый ламповый радиоприемник "Восток-57", на коротких волнах можно было найти зарубежные радиостанции, транслирующие эту музыку, слушать которую и приходила соседка Валя.

Говорить об этом открыто было как-то не очень прилично, и я записал этот сюжет в шифрованном виде. Конечно, это была игра - но должно же быть под шифром хотя бы что-нибудь крамольное!

Однажды мама нашла эти записи и долго "пытала" меня - что здесь написано? Я молчал, как партизан, это тоже была игра.
<< в 1962 год <<

Балет
Это был первый, и один из немногих балетов, которые я когда-либо смотрел. Впечатление хорошо помню. Идти не хотелось, против балета была изначально отрицательная установка - будет очень скучно. Но в 12 лет свободы немного, вместе с классом пришлось идти в театр.

Неожиданно, мне понравилось! Сюжет давно знакомый, я хорошо знал, что должно происходить, и с интересом наблюдал - как это происходит. С удовольствием провел время, и подумал, что балет мне интересен. Но на этом все закончилось, балеты почему-то прошли стороной, осталось только то давнее впечатление.

Я вспомнил тот эпизод лет через 30 на концерте Сегея Юрского в университете. Он читал стихи Пушкина ("Мчатся тучи, вьются тучи..."). Слова знакомы еще со школьных лет, ничего неожиданного здесь нет и быть не может, т.е. содержание отсутствует, остается лишь форма. Можно следить только за тем, как отображается знакомая тема. Актер читал по-францзски - он мог читать на любом языке, смысл произносимых слов при таких условиях не имеет никакого значения...
<< в 1962 год <<

Запретные песни
Слова песен достаточно крамольные. "Африка" - песня о джазе в ритме рок-н-рола (цитата: "Нет искусства лучше джаза, Африка!, К черту классику-заразу, Африка! .... Тигры и горилы, львы и крокодилы разивают пасти до самих ушей. Но увидев галстук, стильный и красивый, звери хором рявкнули - О Кей!"). Вторая - полублатная о девушке с кличкой "Зараза" (Ты опять ушла в ночной туман, // опустив насмешливо глаза, // на боку всю тот же маленький наган, // а в глазах все та же бирюза // - За-ра-за!...).

Взрослым действительно это читать было нельзя. По той причине, что детей всегда учат хорошему, а все, что не укладывается в эти постулаты, подвергается критике, искоренению и наказанию. "Теоретически" понимаю, что для воспитания запреты не эффективны, надо плохое подробно обсуждать, и находить причины, почему его надо отвергнуть. Если же нет причин, то пусть останется.
<< в 1962 год <<

Шахматный интеллект
Кажется, для победы в шахматах нужен не обычный интеллект, а что-то другое. Два хорошо знакомых мне примера это подтверждают. Басов по неуспеваемости остался на второй год в 8-ом классе. Другой пример был в другом месте, лет через 25.
<< в 1962 год <<

Тюрьма
Суд длился целый день. Мы с сестрой все это время были снаружи, в зал нас пригласили на оглашение речи прокурора. Речь была длинная, резкая. "Распоясавшийся хулиган...". Суд сократил срок в два раза - учитывалось неадекватность (состояние опьянения), партизанское прошлое, государственные награды, заводское ходатайство, несовершеннолетние дети...

Потом была колония в Колпино. Туда мы ездили передавать передачи, а однажды я был на свидании. Запомнилось - все простое, грубое, деревянное, без каких-либо попыток украсить интеръер. После долгого ожидания, нас провели в комнату, куда потом под охраной привели заключенных. Отца узнать было трудно - старое сморщенное лицо, стрижка "наголо", тюремный бушлат. В том году ему исполнилось 40 лет...

Потом, когда вернулся, рассказывал - все было как в армии, жить можно везде. Учился. Раньше у него было всего 4 класса образования, что не помешало ему сдать в лагере экзамены за восьмилетку.
<< в 1962 год <<


Люди     Объекты     Годы     Темы     В начало

Используются технологии uCoz