Дневник 1961-62 г. и комментарии автора через 50 лет
Девочки любят писать дневники. В 14 лет моя старшая сестра увлеклась этим
занятием. Во многих начинаниях она была примером, и я тоже стал
записывать
все, что происходит. Но мы с ней это понимали по-разному, причем она - именно так,
как и должно бы быть - записи личные, сопровождаемые оценками ситуаций.
Я не видел ее тетрадку, но предполагаю, что там было так, поскольку через
некоторое время Галя сказла, что все уничтожила. Я же, когда начал записывать,
сразу предположил, что записи могут попасть в руки родителей, интересы и мнения
которых к тому времени уже совершенно отличались от моих собственных.
Поэтому внутренняя цензура изначально присутствовала, и на страницы могло попасть
изложение только нейтральных событий. И тем не менее, эти сухие
скучные записи повседневной жизни школьника все-таки несут информацию о том
двенадцатилетнем человеке и об (уже далеком) времени.
Здесь приведены комментарии к некоторым сюжетам со ссылками на соответствующие
тексты.
31.03.2012
Хозяйственные работы.
В Советском союзе существовала практика привлекать работников предприятий (в
основном, НИИ) и учащихся на хозяйственные работы - городские или сельские.
Работников привлекали по необходимости (сбор урожая, ликвидация послествий
стихии и т.д), для школьников такие работы были формой "социалистического
воспитания подрастающего поколения". Предприятия должны были регулярно
подавать соответствующие заявки в райисполком. Когда работы не было, ее
придумывали.
<< в 1961 год<<
Наказания за проступки
Это было начало 6-го класса. В таком возрасте наказания "физические" (ремень)
ко мне уже не применялись. За проступки мама ругала, ставила в угол,
ограничивала свободу. Четверки тогда еще были под запретом (в пятом классе
я был круглым отличником).
<< в 1961 год <<
Баня
В то время была 48-часовая рабочая неделя (6 дней по 8 часов). В баню ходили
в субботу вечером или в воскресение. Прошло два года с тех пор, как мы переехали в
новую квартиру с ванной, но как альтернатива бане она не воспринималась.
<< в 1961 год <<
Книги, фантастика
Книга "Калисто" - фантастика (контакты с внеземными цивилизациями).
В том возрасте были интересны только такие книги.
<< в 1961 год <<
Газеты
С этого времени, в течение 35 лет газеты читал регулярно.
<< в 1961 год <<
Изготовление ключей
На входной двери был у нас популярный в то время финский замок, маленькие ключи
от которого терялись часто. Отец
выгибал тостый гвоздь, получалось нечто похожее на знак вопроса, зажимал
заготовку в маленькие тиски и напильником по образцу выпиливал канавки.
Через год мне пришлось и самому освоить это ремесло.
<< в 1961 год <<
Телефонные номера
Здесь можно обратить внимание на запись телефонного номера - буква и пять
цифр. Улица Московская = ул. Ольги Бертгольц.
<< в 1961 год <<
Пионерская комната
Пионерская комната - помещение в школе, где можно проводить свободное время.
Это нечто похожее на Ленинскую комнату в армии.
Кепка проявится ниже - вскоре я ее потерял.
<< в 1961 год <<
Пионерская жизнь
"Совет дружины" - орган управления пионерской организаций в масштабах школы.
Председатель совета дружины - главное школьное "политическое" лицо, назначается
из старшеклассников. В совет дружины входит актив класса - Председатель совета
отряда, его заместители, возможно - звеньевые. Саша Брыков
был председателем, я тоже занимал какуе-то должность, которая требуют
присутствия на таких собраниях. По уставу, там должны обсуждаться все вопросу
пионеской деятельности и готовится мероприятия, в которые надо вовлекать
школьников. Но фактически
не было никаких обсуждений - назначенные люди зачитывали какие-то тексты,
на мой взгляд, совершенно бессмысленные (такое мнение было тогда, содержание
сейчас не помню). Т.е. абсолютно все темы поступали "сверху" - из партийных
сфер и от администрации, они принципиально не допускали озвучивания каких-либо
несанкционированных мнений. Т.е. к началу 60-ых годов пионерская работа
(во всяком случае, в моей 327-ой школе) проводилась совершенно формально,
только для отчета - "работа проведена". Мне было жалко тратить время на это
бессмысленное занятие и уже тогда для
себя решил, что никогда никакой общественной работой заниматься не буду.
Когда в 8-ом классе меня пытались назначить Председателем совета отряда,
я избежал этого, вступив в комсомол.
<< в 1961 год <<
Классный руководитель
Учительница литературы Мызникова Людмила Николаевна, она же наша классная,
- молодая женщина, примерно 1935 г. рождения. Строгая, жесткая, почему-то ко
мне относилась хорошо. Она знала, что литература - предмет для меня неподъемный,
вызывала крайне редко и ставила исключительно положительные отметки.
Тогда я ничего этого не понимал, она не была в списке положительных школьных лиц.
<< в 1961 год <<
Труд
Школа использовала советский принцип "Трудовое воспитание" для решения своих
хозяйственных нужд.
<< в 1961 год <<
Телевизор
Процентов 50 семей телевизоры в то время уже имели. У нас его не было, и на
следующий день по этому поводу утром я отправился к своему товарищу Брыкову
Саше, где можно было посмотреть нужную программу.
<< в 1961 год <<
Сестра
Галя (сводная сестра) часто уезжала на Петроградскую к своим родственникам, в
какое-то время - каждое воскресение.
<< в 1961 год <<
Космос
Все десятилетие 60-х космическая тема имела всеобщий интерес.
<< в 1961 год <<
Вторсырье
"Сбор бумаги, металла, банок" в школах проводился регулярно. Мы ходили по
улицам и дворам, увидев что-нибудь металлическое - тащили во двор школы.
Активных участников поощряли каким-нибудь символом типа "передовик сбора
металла". Иногда бывали проблемы - рабочие поставили некую конструкцию,
ушли на обед, а за это время школьники утащили ее на металл.
Родителям такие занятия своих детей не нравились (оно грязное и связано
переносом тяжестей). Чтобы удовлетворить эти школьные требования, во многих
семьях накапливали консервные банки, бумаги и старые газеты, чтобы в нужное
время дети лекго смогли бы участвовать в этих кампаниях.
Мне почему-то занятие нравилось - ассоциировалось со спортом и охотой, с
присуждением приза. И ходил я по дворам и закоулкам вместе с одноклассниками
в поисках того, что "плохо лежит".
<< в 1961 год <<
Линейка
"Торжественная линейка" - официальное мероприятие,
исходящее от партийной, комсомольской и прионерской организаций школы.
На линейку выводятся учащиеся, они располагаются на отведенной для этого
площади (двор или зал) по классам в линии или колонны. Затем зачитывается
официальное сообщение по теме сбора. Продолжается недолго.
<< в 1961 год <<
Самостоятельность
В 12 лет перемещался по городу свободно, но город еще плохо знал.
<< в 1961 год <<
Сводная сестра
Мать Гали умерла в 1948-ом году.
До 7-ми лет она жила в Сланцах с бабушкой. Бабушка Зоя Ивановна, как опекун,
до 1962-го года получала от государства какие-то деньги по случаю потери дочери.
В 1955-ом, после напряженных переговоров, Галя перехала в Ленинград, где жила
в новой семье своего отца. Бабушка присылала ей посылки разного содержания.
<< в 1961 год <<
Румынки
Румынки - модные зимние сапожки опредленного фасона.
<< в 1961 год <<
Свобода
Отсутствие свободы, мечта о свободе и стремление ее обрести - таковы
были устремления в этом возрасте. К 61-му году уже была установлена
полная свобода перемещения по городу, но еще не было свободы самостоятельного
выбора одежды. Поэтому "придти в школу без пальто" было демонстрацией
собственной силы, своего значения перед однокласниками. Глубокой осенью такое
мог себе позволить только очень свободный человек.
<< в 1961 год <<
Шефы
Подшефный завод, вероятно, выделил для этой цели автобус. Поездка понравилась
- новые впечатления, новые места, ночной город и неформальная обстановка
- рабочие и школьники на несколько часов оказались в одном коллективе.
Вожатый назначался по согласованию партийных организаций завода и школы.
Вожатого видели часто - он занимался подготовкой разнообразных внешкольных
мероприятий, инициатором которых он мог быть сам, школа или завод,
при необходимости привлекая для этого заводские возможности.
<< в 1961 год <<
Практика
Производственная практика начиналась с 6-го класса (с 12 лет). Приходили
на завод, и если была там простая работа, какое-то время занимались, но
чаще отправляли что-нибудь подметать. Для работников такие нашествия
плохо управляемых школьников - большая "головная боль".
<< в 1961 год <<
Иностранный язык
Соседка Ксения Александровна знала 8 языков, давала частные уроки.
Предложила заниматься (бесплатно) немецким со мной. Желания тогда не было,
но занимался.
<< в 1961 год <<
Авторучка
Когда в 1956-ом пошел в школу, писали только чернильными металлическими
перьями. На уроках чистописания нас приобщали к искусству калиграфии.
В написании каждой буквы толщина линии меняется, плавно переходя от широкого
стержня - до тоненькой завитушки внизу с хвостиком, в написании которого
можно было вложить свою индивидуальность. Нас учили, гда надо писать с
нажимом, где его надо ослабить,где снова нажать. Невыпонение этих правил было
ошибкой, - искажением письма. Чернила в школе разливали в открытые чернильницы, которые
вставляли в специальные углубления на партах. Можно представить, какие
следы могли быть на лице, одежде и проч. при обычных потасовках, в которых
в качестве оружия использовались чернила. Это был запрещенный прием, к
которому иногда прибегали девочки. Чернила очень трудно отмыть и отстирать.
Через некоторое время появились и сразу получили широкое распространение
пластмассовые чернильницы "непроливайки", которые произвели маленькую
революцию в школьных делах.
В конце 50-ых появились авторучки, но до 5-го класса пользоваться ими
запрещалось - оппозиция этому грубому средству письма, "под корень" подрубающее
целое напрявление письменной речи - чистописание с элементами калиграфии, в
образовательной среде была сильна.
Предполагаю, что к 1961-му авторучки были уже близки к победе,
поскольку в школу пришлось принести не только перьевую ручку, но и чернила.
Но стоила авторучка недешево, потерять ее было неприятно.
<< в 1961 год <<
Инженер
"В инженеры я б пошел, пусть меня научат..."
- Большую часть производственной жизни я был инженером.
<< в 1961 год <<
Елка
С елками было просто - надо не полениться, поехать, срубить, привезти. Лес
располагался тогда много ближе, - там, где сейчас "спальные районы", и никаких
разрешений не требовалось.
Из детского стихотворения: "Елку вырублю в лесу, елку в школу принесу..."
<< в 1962 год <<
Вино
До тех пор вино для меня было под строжайшим запретом, поэтому "полторы рюмки
красного" - событие. Гале через 10 дней исполнится 15 лет, она уже жила
своей самостоятельной жизнью, игнорируя семейные требования.
<< в 1962 год <<
Красный уголок
Красный уголок. В каждом микрорайоне было место с таким названием. Красный
уголок был одним из средств культурного и (в меньшей степени) политического
влияния на население. Это был клуб, где могли встречаться жители, играть
в игры, слушать музыку, смотреть фильмы. Когда телевизор был еще в диковинку,
там можно было смотреть телепрограммы. Вход в уголок свободный - приходил, кто
хотел. Руководство занималось организацией праздников - как тот новогодний
вечер.
Что же касается косметики, она порицалсь, но допускалась все-таки. Однако,
много косметики - плохой признак, это знак. Также, как косметика у совсем
молодых девушек.
<< в 1962 год <<
Самодельный телевизор
Телевизор - вещь новая, популярная и очень дорогая. Это был признак
благосостояния, предел мечтаний многих, и не каждый мог предполагать, что
когда-нибудь мечта осуществиться. У нас телевизора не было, хотя у отца была
хорошая зарплата и было, конечно, желание. Самодельный телевизор, показывающий
мерцающие тени - тоже большая удача.
<< в 1962 год <<
Джаз под шифром
В конце 50-ых - начале 60-ых джаз, как направление, был под сильным огнем
официальной критики, и потому среди молодежи был чрезвычайно популярен. У нас
был новый ламповый радиоприемник "Восток-57", на коротких волнах можно было
найти зарубежные радиостанции, транслирующие эту музыку, слушать которую и
приходила соседка Валя.
Говорить об этом открыто было как-то не очень прилично, и я записал
этот сюжет в шифрованном виде. Конечно, это была игра - но должно же быть под
шифром хотя бы что-нибудь крамольное!
Однажды мама нашла эти записи и долго "пытала" меня - что здесь написано?
Я молчал, как партизан, это тоже была игра.
<< в 1962 год <<
Балет
Это был первый, и один из немногих балетов, которые я когда-либо смотрел.
Впечатление хорошо помню. Идти не хотелось, против балета была изначально
отрицательная установка - будет очень скучно. Но в 12 лет свободы немного,
вместе с классом пришлось идти в театр.
Неожиданно, мне понравилось! Сюжет давно знакомый, я хорошо знал, что
должно происходить, и с интересом наблюдал - как это происходит.
С удовольствием провел время, и подумал, что балет мне интересен. Но на этом
все закончилось, балеты почему-то прошли стороной, осталось только то
давнее впечатление.
Я вспомнил тот эпизод лет через 30 на концерте Сегея Юрского в университете.
Он читал стихи Пушкина ("Мчатся тучи, вьются тучи...").
Слова знакомы еще со школьных лет, ничего неожиданного здесь нет и быть не
может, т.е. содержание отсутствует, остается лишь форма. Можно следить только за тем,
как отображается знакомая тема. Актер читал по-францзски - он мог читать на
любом языке, смысл произносимых слов при таких условиях не имеет никакого
значения...
<< в 1962 год <<
Запретные песни
Слова песен достаточно крамольные. "Африка" - песня о джазе в ритме рок-н-рола
(цитата: "Нет искусства
лучше джаза, Африка!, К черту классику-заразу, Африка! .... Тигры и горилы,
львы и крокодилы разивают пасти до самих ушей. Но увидев галстук, стильный
и красивый, звери хором рявкнули - О Кей!"). Вторая - полублатная о девушке
с кличкой "Зараза" (Ты опять ушла в ночной туман, // опустив насмешливо
глаза, // на боку всю тот же маленький наган, // а в глазах все та же
бирюза // - За-ра-за!...).
Взрослым действительно это читать было нельзя. По той причине, что
детей всегда учат хорошему, а все, что не укладывается в эти постулаты,
подвергается критике, искоренению и наказанию. "Теоретически" понимаю, что для
воспитания запреты не эффективны, надо плохое подробно обсуждать, и находить
причины, почему его надо отвергнуть. Если же нет причин, то пусть останется.
<< в 1962 год <<
Шахматный интеллект
Кажется, для победы в шахматах нужен не обычный интеллект, а что-то другое.
Два хорошо знакомых мне примера это подтверждают. Басов по неуспеваемости
остался на второй год в 8-ом классе. Другой пример был в другом месте, лет
через 25.
<< в 1962 год <<
Тюрьма
Суд длился целый день. Мы с сестрой все это время были снаружи, в зал нас
пригласили на оглашение речи прокурора. Речь была длинная,
резкая. "Распоясавшийся хулиган...". Суд сократил срок в два раза - учитывалось
неадекватность (состояние опьянения), партизанское прошлое, государственные
награды, заводское ходатайство, несовершеннолетние дети...
Потом была колония в Колпино. Туда мы ездили передавать передачи, а
однажды я был на свидании. Запомнилось - все простое, грубое, деревянное,
без каких-либо
попыток украсить интеръер. После долгого ожидания, нас провели в комнату,
куда потом под охраной привели заключенных. Отца узнать было трудно - старое
сморщенное лицо, стрижка "наголо", тюремный бушлат. В том году ему
исполнилось 40 лет...
Потом, когда вернулся, рассказывал - все было как в армии, жить можно
везде. Учился. Раньше у него было всего 4 класса образования, что не
помешало ему сдать в лагере экзамены за восьмилетку.
<< в 1962 год <<
|